Характеристика творческих способностей младших школьников
Творческие способности – это комплекс возможностей ребенка созидать нечто новое.
В настоящее время в педагогике, придерживаются мнения, что творческие способности являются самостоятельным фактором, а развитие творческих способностей является результатом обучения творческой деятельности учащихся.
Выделяют следующие компоненты творческих способностей младших школьников:
- Творческое воображение
- Творческое мышление
- Применение различных методов и способов организации творческой деятельности.
Успешность развития творческих способностей учащихся младших классов во многом зависят от развитости следующих умений:
- Классификация предметов, объектов, ситуаций и явления по основаниям.
- Установка причинно-следственных связей.
- Выявлять и устанавливать взаимосвязи между объектами и системами.
- Изучать и исследовать систему, особенности ее развития.
- Прогнозировать и делать предположения прогнозного вида.
- Определять не только схожие черты, но и противоположные черты предметов и объектов.
- Не только выявлять противоречия, но и формулировать их словесно.
- Различать противоречия в зависимости от свойств объекта, а также во времени и пространстве.
- Представлять мысленно разнообразные пространственные объекты.
- Использоваться для ориентации различные системы, представлять их в воображении.
- Мысленно представлять объект, в соответствии с выделенными характерными признаками.
Данные умения являются основной способностей системы диалектического мышления, а также продуктивного пространственного произвольного мышления.
Опыт творческой деятельности детей младшего школьного возраста является самостоятельным структурным элементом содержания организуемого в начальной школе образовательного процесса. Он предполагает:
- Умение переносить полученные ранее знания в новые ситуации.
- Умение самостоятельно увидеть и сформулировать суть проблемы, разработать пути ее разрешения.
- Умение комбинировать разнообразные знания и умения, для решения новой проблемной ситуации.
Таким образом, творческие способности детей младшего школьного возраста представляют собой продуктивную форму деятельности ребенка, направленную на овладение творческим опытом создания, познания, использования и преобразования в новом качестве объектов духовной и материальной культуры в процессе организованной педагогом образовательной деятельности.
Творческие задания в начальной школе
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста осуществляется в рамках специально организованного образовательного процесса. С этой целью педагогом используются разнообразные творческие задания.
Творческие задания – это задания, которые требуют от учащихся творческой деятельности, предполагающей самостоятельный поиск способов решения, наличие умения применять свои знания в различных ситуациях и новых условиях, создавать нечто новое и необычное.
Успешность развития творческих способностей у учащихся младших классов, во многом зависит от того, какой материал подобран педагогом, на какой основе составлены задания.
В настоящее время в учебных пособиях для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, содержат задания, следующего характера:
- Творческие задания, представленные сочинениями, изложениями, рисунками, поделками и т.д.
- Творческие задания, направленные на развитие у младших школьников интуиции. Данные задания предполагают наличие нескольких вариантов решения.
- Творческие задания, решение которых требует от учащихся использования нескольких методов одновременно, либо в определенной последовательности.
- Творческие задания, которые содержат в себе элементы моделирования, требующего от детей проявления креативности и приемов фантазирования.
Однако необходимо отметить, что все реализуемые в начальной школе учебные программы, не предусматривают прямого развития творческих способностей у детей.
Для того, чтобы задания были эффективны в развитии у детей младшего школьного возраста творческих способностей, они должны соответствовать ряду требований:
- Открытость – подразумевает содержание противоречия или проблемной ситуации.
- Полное соответствие выбранным методам и условиям творчества.
- Предоставление учащимся возможности разрешить проблемную ситуацию различными способами.
- Учет возраста учащихся, индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального развития, творческих возможностей и потребностей.
На основании данных требований педагогом может быть разработана эффективная программа, которая будет включать в себя систему творческих заданий, направленных на развитие у детей младшего школьного возраста творческих способностей, а также их общего развития.
Система творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста, должна включать в себя следующие компоненты: содержательный, целевой, результативный и деятельностный.
При подборе творческих заданий следует учитывать два фактора:
- Творческая деятельность детей младшего школьного возраста осуществляется в основном на уровне уже решенных ранее проблемных ситуаций.
- Учет творческих возможностей содержания учебных дисциплин, входящих в учебную программу начальной школы.
В настоящее время, творческие задания, которые входят в учебную программу начальной школы, принято дифференцировать по ряду параметров:
- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
- формы представления противоречий (явные, скрытые).