Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира

Определение 1

Творческие способности – это способности к креативному мышлению, умение находить нестандартные способы решения текущих задач и проблем, стремление и возможности создавать новый продукт, развитое воображение и применение творческого подхода в обыденных ситуациях.

Творческие способности связаны с творческой деятельностью, которая представляет собой создание чего-то нового и интересного, необычного. Она может быть связана с созданием новой вещи, которой ранее не существовало или создание объектов чувственного и интеллектуального мира.

Творческие способности необходимо развивать. Они являются потенциалом личности, раскрытие которого необходимо осуществлять с младшего возраста.

Организация творчества младших школьников

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте начинается с развития воображения. Воображение предполагает умение выстраивать в сознании элементы, объекты, ситуации окружающего мира, наполняя их новым содержанием, новым эмоциональным окрасом.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития воображения ребенка. Воображение необходимо развивать именно в этот период потому, что оно является проявлением, имеющегося опыта, представлений, переживаний. Воображение тем эффективнее, тем насыщеннее и глубже, чем больше жизненного опыта имеется у личности.

В младшем школьном возрасте, у ребенка не имеется достаточного объема жизненного опыта, впечатлений и переживаний. Необходимо обратить внимание на развитие его любознательности, познавательной активности, заинтересованности в освоении чего-то нового. Опыт ребенка требует расширения и обогащения. Кроме того, необходимо углублять познавательную заинтересованность внутри одной и той же области действительности.

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Творческое мышление ребенка, активизация воображения формируется благодаря наличию знаний и умению их творчески использовать. Знания не способны принести должного творческого эффекта, если ребенок не умеет их фильтровать и использовать для решения конкретной творческой задачи.

Цели и задачи развития творческих способностей школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Цели и задачи развития творческих способностей школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Творческое развитие ребенка возможно при совместной работе педагога и родителей. Поэтому, развитие творчества младших школьников реализуется по следующим направлениям:

  1. Проведение консультаций и бесед с родителями о важности творчества и его значимости в жизнедеятельности ребенка.
  2. Повышение компетентности родителей в области формирования творческих способностей. Педагогу необходимо помочь родителям в творческом развитии их ребенка. Для этого, он знакомит их с условиями, способствующими их эффективному развитию, методами и средствами.
  3. Создание творческой среды в учебном заведении. Педагогу необходимо организовать творческую атмосферу, использую, как можно больше творческих аспектов в обучении и воспитании.
  4. Игровая деятельность. Необходимо включать игру в учебный процесс, чтобы активизировать воображение учащихся.
  5. Творческое чтение. Оно может быть организовано на уроках чтения или окружающего мира. Педагогу необходимо мотивировать учащихся к творческому чтению учебников и иных текстов. Творческое чтение предполагает выразительное чтение и инсценировку прочитанного на учебном занятии.
  6. Решение проблемных вопросов. Ответы на проблемные вопросы способствуют уходу учащегося от шаблона решения той или иной задачи. Ребенок начинает смотреть на проблему с иного ракурса и искать новый путь ее решения.
  7. Рисование. Рисование прочитанного или увиденного, например, явлений и объектов природы, позволяет активизировать фантазию, использовать знания в новых условиях, новом направлении. Рисование позволяет передать ребенку свое видение мира и его устройства.
  8. Использование творчества, как основного компонента образовательного процесса. Творческие способности необходимо развивать на каждом учебном занятии любой дисциплины.

Организация творческой деятельности на уроках окружающего мира

Творческие способности младших школьников активно развиваются в процессе познания окружающего мира. Поэтому, важно правильно организовывать уроки.

Творческие способности можно развивать у учащихся через содержание учебников по данной дисциплине. Для этого, педагог использует деятельностный подход в построении учебного занятия. Дети учатся узнавать и выявлять объекты окружающего мира, создавать их модели, проводят разнообразные эксперименты.

Уроки окружающего мира, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся, организуются на основании следующих принципов:

  • Принцип креативности. Урок должен строится так, чтобы в полной мере были реализованы творческие возможности педагога и учащихся.
  • Принцип опоры на субъективный опыт учащихся. Данный опыт позволяет активизировать воображение.
  • Принцип актуализации итого учебного занятия. Все знания, усвоенные на уроке должны найти практическое применение.
  • Принцип личностно-ориентированного обучения. На уроке окружающего мира требуется использовать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.
  • Принцип системности. Урок должен представлять собой систему т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, с творческим аспектом, пронизывающим всю систему.
  • Принцип творческого сотрудничества. В основе урока должно лежать творческое сотрудничество между педагогом и учащимися.

Когда педагог организует учебное занятие по окружающему миру, направленное на формирование творческих способностей учащихся, раскрытие их творческого потенциала, ему необходимо обратить внимание на общий уровень подготовки учащихся, специфику их возрастного развития, определяющую формирование креативного мышления, индивидуальные особенности отдельных учащихся, их возможности, творческий потенциал, а также особенности преподавания данной дисциплины.

Чтобы сформировать творческие способности младших школьников, на уроках окружающего мира должен быть соблюден ряд условий:

  1. Создание положительной мотивации;
  2. Активизация творческой деятельности;
  3. Создание положительного микроклимата в коллективе;
  4. Вариативные задания и право выбора действий;
  5. Создание условий для испытания сильных, ярких эмоций;
  6. Развитие творческой самостоятельности учащихся.
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot