Творческая деятельность и творческие способности младших школьников с точки зрения педагогики и психологии
Творчество – это тип деятельности, результат которой – получение новых материальных и духовных ценностей, иными словами, это вид высшей формы психической активности и самостоятельности, возможность создать что-то новое и оригинальное.
В соответствии с идеей креативности Торренса, творческими способностями называют способности обостренно воспринимать недостатки и пробелы в знаниях и дисгармонию. Структура творческой деятельности содержит следующие пункты:
- восприятие проблемы;
- поиск решения;
- возникновение и формулировка гипотез;
- проверка гипотез;
- модификация гипотез;
- нахождение результата.
Для творческой деятельности имеют значение особенности темперамента, способность быстро усваивать новые знания и порождать идеи и пр.
Иными словами, творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какого-либо типа деятельности, но не сводятся только к знаниям, умения и навыкам, уже выработанным у школьников.
Дружинин Д.Н. выделил следующие условия для активации творческой деятельности:
- предметная активность не регулируется, а точнее отсутствует образец регламентированного поведения;
- наличие позитивных образцов творческого поведения;
- гибкость мышления и действий, создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;
- подкрепление творческого поведения со стороны общества.
Иными словами, творческую деятельность активизирует благоприятная атмосфера, ситуации доброжелательных оценок со стороны учителей, поощрения оригинальных высказываний. Важная роль в этом принадлежит открытым вопросам, побуждающим школьников размышлять, искать разнообразные ответы на одни и те же вопросы учебного плана.
Таким образом, творческие способности – это сумма свойств и качеств личности, которые нужны, чтобы успешно осуществлять творческую деятельность, позволяющую в процессе ее выполнения преобразовывать предметы, явления, наглядные, чувственные и мысленные образы, открывая для себя что-то новое, принимая оригинальные и нестандартные решения.
Роль уроков литературного чтения в развитии творческого потенциала младших школьников
Стремление к творчеству характерно школьникам в условиях социально-экономических преобразований. Основная задача педагогов – сформировать творческую активную личность, постоянно думающую, стремящуюся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей – цель работы любого педагога. Творчеством оживляется познавательный процесс, активизируется познающая личность и способствует ее формированию.
Главное в педагогике творчества – не мешать разворачиваться творчеству, так как способность и готовность творить превращается в черту личности человека – креативность.
Учение для младшего школьника – значимый тип деятельности. Происходит смена интересов, ценностей ребенка, всего уклада его жизни.
Чтение тоже является творческим актом: субъективное и индивидуальное восприятие прочитанного и осознание посредством него себя в качестве полноценной личности. Чтение, как и любое творчество – эмоциональная деятельность, которая базируется на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своем воображении.
Иными словами, на уроках литературного чтения решаются эмоциональные, творческие задачи, а также проблемы литературного и читательского развития ребенка и его нравственно-эстетического воспитания.
Развитие творческих способностей – сложный и долгий процесс, начинающийся с первых шагов ознакомления учеников начальных классов с настоящей литературой на уроках литературного чтения и на уроках обучения грамоте.
Знакомясь с каждой новой буквой, дети должны иметь возможность выбрать для себя наиболее интересное задание:
- изготовить макет буквы из цветной бумаги, природного материала или пластилина;
- нарисовать букву;
- сочинить стихотворение о букве;
- подобрать скороговорку, чистоговорку и пр.
Такие задания предусматривают работу по учебнику, а также по рабочим тетрадям. В рабочих тетрадях могут выполняться следующие виды творческих заданий:
- подобрать синонимы, определения к словам;
- объяснить смысл выражения;
- выбрать строки из произведения и нарисовать к ним иллюстрацию;
- написать сочинение-миниатюру по свежеполученным литературным или жизненным впечатлениям;
- придумать продолжение произведения;
- составить план, сделать вывод и пр.
Богданова О.Ю. высказывала мнение, что разнообразные творческие и развивающие задания дают возможность учащимся погружаться в текст и, вчитавшись в него, познать особенности художественного слова, обогатить речь и лексику, развить креативность мышления.
Особая роль в развитии креативных способностей отведена урокам творчества и проектной деятельности, в которой дети в могут полноценно проявить всю глубину своего скрытого творческого потенциала.
Иными словами, организовывая уроки литературного чтения необходимо стремиться к гармоничному сочетанию учебной деятельности, которая будет выступать основанием для формирования базовых знаний, умений и навыков, и творческой деятельности учащихся, которая обычно связана с развитием индивидуальных способностей. То есть, учителю необходимо решать следующие две задачи:
- заметить малейшие творческие проявления;
- создать почву развития творческих способностей.
В работе учителя должны присутствовать три этапа:
- подготовительный, состоящий из элементов творчества и простой исполнительской деятельности;
- исследовательский;
- самовыражение посредством различных видов деятельности.