Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте – это процесс формирования полноценных речевых оборотов, осознанных высказываний и восприятия речи других людей, а также завершающий этап развития нервных связей, обеспечивающих полноценное функционирование речевого аппарата.
Психолого-педагогические основы формирования речи
Старший дошкольный возраст характеризуется своими специфическими чертами развития и функционирования психических процессов организма.
В этот возрастной период делается акцент на подготовку ребенка к следующему этапу его развития – обучению в школе, а, следовательно, уделяется внимание его интеллектуальному развитию.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны отойти от игровой деятельности и приступить к непосредственному познанию. У них развивается стремление в развитии своих навыков и их применении на практике. Происходит активное развитие памяти, активизируется мыслительная работа, развивается восприятие и ощущение. Это способствует переходу речевых функций на новый уровень.
Интеллектуальные способности дошкольника – это психологические характеристики личностного развития, отражающие его способности к осознанию и пониманию новых знаний и навыков, скорость и простоту их усвоения, способность применения в практической жизнедеятельности, в решении проблем и задач.
Процесс познания начинается с самого рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. Он помогает человеку в формировании целей и задач, планировании, прогнозировании и управлении своей деятельностью, различными процессами и явлениями.
На каждом возрастном этапе развития познавательные способности человека имеют определенную степень развития, которая отражает возможности личности в различных областях деятельности.
Интеллектуальные способности ребенка дошкольного возраста формируется косвенным путем: через усвоения системы знаний и навыков. Их развитие невозможно без учета психологических параметров развития личности. Психическое развитие ребенка имеет определенные стадии, которые отражают уровень интеллектуального развития и успешность в формировании различных аспектов детской личности.
Поскольку, речевое развитие неразрывно связано с мыслительной деятельностью, то стоит рассмотреть психические особенности формирования мышления в старшем дошкольном возрасте.
Мышление в этот период характеризуется следующими параметрами:
• Начало развития словесно-логических форм мыслительной деятельности; • Начинается развитие абстрактного мышления; • Ситуативное мышление уходит на второй план и ребенок начинает мыслить в перспективном представлении; • У ребенка развиваются навыки выявления причинно-следственных связей в процессах и явлениях; • Развитие способностей к анализу и синтезу; • Изменение отношения к умственной работе и практической деятельности; • Первые попытки систематизации усвоенной информации; • Развитие самостоятельности в решении познавательных задач.
Все эти показатели обуславливают совершенствование всех сторон речи ребенка, ее динамичное развитие. Старшие дошкольники произносят слова и фразы более четко, они являются более полными и точными. Дети стремятся строить речь таким образом, чтобы они имела более полные формулировки и была понятной окружающим людям. Они заинтересованы в понимании своей речи другими людьми. Дошкольники становятся самокритичными к своей речи и начинают оценивать и критиковать речь своих сверстников, делая им замечая при неверных формулировках.
Словарный запас ребенка непрерывно пополняется. В нем уже присутствуют не только простые существительные, но и собирательные существительные, прилагательные, глаголы.
В старшем дошкольном возрасте начинается овладение ребенком грамматическими азами речи. Дети довольно активно применяют грамматические конструкции. естественно, что синтаксические ошибки присутствуют в их речи. Важно, обращать на них внимание и исправлять их.
В старшем дошкольном возрасте, дети строят более объемные, содержательные и длительные диалоги. Развивается и монологическая речь. Дети могут легко пересказать события дня или недели, короткий рассказ или сюжет фильма.
Рисунок 1. Связная речь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы формирования речи в старшем дошкольном возрасте
Методы формирования связной речи подразделяются по общеустановленной педагогической классификации:
- Наглядные методы. Сюда входит наблюдение за различными объектами и процессами, проведение экскурсий, специально назначенные прогулки, посещение музеев, выставок, значимых природных объектов и социальных мест. Методы наблюдения необходимы для расширения словарного запаса ребенка и обогащение содержания речи. Также, дети могут просматривать книжные иллюстрации, игрушки, фотографии, картины, чтобы у них закрепилась функциональное назначение слов.
- Словесные методы. Они включают в себя рассказы педагога, повествования, чтение художественной литературы: рассказов, сказок, стихотворений, заучивание стихов и пересказ текстов. Как правило, словесные методы всегда дополняются наглядными методами, чтобы отразить значение слова, дать ему наглядное представление, улучшив его восприятие дошкольниками.
- Практические методы. Эти методы позволяют применять речевые навыки в практической жизнедеятельности, развивать и совершенствовать их. Сюда входят дидактические игры и упражнения, игры – хороводы и драматизации. Практические методы помогают решить многие задачи по формированию связной речи.
Рисунок 2. Приемы развития связной речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из современных методов формирования связной речи выступает моделирование. Оно помогает в понимании и объяснении структуры речи и формировании целостной картины, отражающей состояние какого-то объекта или процесса.
Метод моделирования является простым, доступным для детей старшего дошкольного возраста, четким и конкретным. Он помогает детям в построении монологов.