Роль уроков труда в развитии творческих способностей учащихся начальных классов
Урок труда – это компонент образовательной программы современной школы, применяемый на этапе начального школьного обучения ребенка и, ориентированный на его личностное развитие в различных направлениях: трудовом, нравственном, творческом.
Трудовое обучение нацелено на воспитание личности, посредством применения трудовой деятельности разных видов. Это обусловлено значимостью труда в жизнедеятельности каждого человека и его применении, в качестве эффективного воспитательного средства на разных этапах обучения.
Уроки труда способствуют развитию у ребенка следующих умений и навыков:
- Кройки и шитья;
- Лепки из различных материалов;
- Изготовления разнообразных поделок из природных материалов;
- Изготовления мягких игрушек из различных материалов;
- Взаимодействия с бумагой: вырезания, конструирования фигур;
- Кулинарного искусства;
- Выжигания.
Кроме того, у детей развиваются трудолюбие, аккуратность, терпеливость. Трудовые навыки способствуют развитию логического мышления и формированию воображения.
На уроках труда происходит выполнение детьми разнообразных действий и упражнений, которые активизируют фантазию и способствуют развитию творческого мышления. В ходе творческой трудовой деятельности, ребенок осваивает окружающий мир, усваивает эстетические основы поведения, развивает любовь к прекрасному. Кроме того, творческий труд помогает ребенку освоиться в социальной среде. Это достигается за счет того, что ребенок учится создавать материальные объекты, которые помогают скрасить его быт, осваивает полезные навыки, которые он может применять в быту: зашить дырку, приготовить поесть, оформить подарок для близкого человека и т.д. Все это помогает в устранении чувства беспомощности и заставляет ребенка чувствовать себя увереннее и свободнее в окружающем мире.
Творческие способности младшего дошкольника развиваются в ходе выполнения разнообразных видов художественного труда. Уроки труда начальной школы богаты подобными видами деятельности. к ним относятся:
- Действия с бумагой. Сюда входит выполнение разнообразных апликаций, создание панно, конструирование фигур из бумаги, выполнение декораций, создание поздравительных открыток. Для работы может быть использована разнофактурная бумага, а также картон;
- Работа с природным материалом. Творческие работы можно выполнять, практически, из любого природного ресурса. Все зависит от фантазии. Можно выполнять поделки из каштанов и желудей, формировать икебаны из разнообразных растений, делать аппликации из сушенных листьев и растений, создавать скульптуры;
- Лепка из глины. Детей можно научить создавать глиняную посуду, разнообразные сувениры, игрушки и иные предметы быта;
- Действия с тканями и нитками. В этом направлении имеется огромный арсенал действий: вышивка разных видов, плетение из ниток, создание тканевых аппликаций, пошив игрушек, кукол, одежды, носовых платков, салфеток и т.д.
Трудовые уроки помогают детям познать устройство природных материалов, обучиться взаимодействовать с ними, использовать их для решения конкретных бытовых, учебных и иных задач. Творчество в труде вызывает положительные эмоции, приобщает детей к искусству, закладывает основы эстетического поведения. таким образом, уроки труда способствуют гармоничному развитию творческого потенциала младших школьников.
Развитие трудолюбия и трудовых навыков у младших школьников на уроках труда
Развитие трудолюбия и воспитание уважительного отношения к труду является составным компонентом нравственного развития личности. В этой связи, уроки труда имеют важное воспитательное значение в формировании трудолюбия и уважительного отношения к труду в младшем школьном возрасте.
Уроки труда способствую развитию у ребенка моральных принципов и волевых качеств. Это, в свою очередь помогает развить:
- положительное отношение к труду:
- трудолюбие;
- чувство долга и ответственности;
- навыки коллективного взаимодействия;
- дисциплинированность поведения;
- честность;
- творческое отношение к разным направлениям деятельности;
- умение бороться с трудностями;
- стремление доводить начатое дело до конца.
В силу возрастных особенностей развития младших школьников, развитие трудовых способностей требует применения на уроках труда различных видов художественной и ручной деятельности, организации трудовой работы в разных формах и разными методами.
Художественный труд способствует развитию, ранее рассмотренных, творческих способностей младших школьников. Кроме того, уроки труда и деятельность на них помогает в развитии моторных функций организма, воспитывает терпеливость, выдержку и волю ребенка.
На уроках труда происходит постепенное формирование трудолюбия и развитие уважительного отношения к различным видам труда, как собственного, так и других людей. Уроки труда закладывают младшим школьникам понимание значимости и ценности трудовой деятельности в их жизни.
Уроки труда помогают в освоении техники безопасности при выполнении различных трудовых действий и формируют у ребенка гигиену труда.
Что касается трудовых навыков, то в ходе уроков труда реализуется формирование:
- Навыков подготовки своего рабочего места к трудовой деятельности.
- Навыков поддержания своего рабочего места и иных бытовых мест в порядке.
- Культуры труда. На уроках труда дети учатся расположению инструментов и иных атрибутов трудовой деятельности в оптимальном порядке, класть использованные объекты на места.
- Навыков рационального и целесообразного расходования ресурсов. Дети учатся использовать инструменты труда по своему назначению, минимизировать расход природных материалов при выполнении поделок, сокращать отходы своего труда т.е. осваивают приемы более экономного расходования ресурсов.