Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Специфика формирования словаря младшего дошкольника

Определение 1

Словарь ребенка – это совокупность лексических языковых единиц, которыми владеет ребенок и использует их в своей активной речи, а также в качестве пассивного запаса.

Младший дошкольный возраст является периодом активного формирования словарного запаса ребенка. Он испытывает потребность в общении, взаимодействии с окружающими, а также в познании окружающего мира, что вызывает необходимость задавать вопросы и получать на них ответы.

Речь младшего дошкольника пронизывает все виды и направления его деятельности. Она активно развивается, расширяется и усложняется.

Отметим некоторые особенности развития словаря младшего дошкольника. К ним относятся:

  1. Связь словаря ребенка с условиями его жизнедеятельности. Словарь формируется в связи и зависимости от деятельности ребенка и условий его обучения, воспитания и развития. Активное формирование словаря является следствием активного развития ребенка в иных направлениях;
  2. Важность общения ребенка. Общение прямо пропорционально влияет на речь и формирование словарного запаса младшего дошкольника;
  3. Яркая чувствительность звуковой оболочки языка в данный возрастной период. Звуковая сторона становится предметом практического познания дошкольника. Это обуславливает развитие особого языкового чутья, посредством которого ребенок познает разные стороны языка и расширяет свои представления о его явлениях;
  4. Активное освоение бытового словаря. Младшие дошкольники усваивают вопросительные слова, предлоги, союзы, слова, обозначающие бытовые предметы;
  5. Возникает связь между словами и их соотнесении с конкретными объектами, конкретными жизненными ситуациями и явлениями;
  6. Развитие мотивированного отношения к лексике. Оно формируется после развития связи и соотношения слов с предметами;
  7. Искажение структуры слов при произношении;
  8. Наполнение словарного запаса словами, которые являются объектом фантазии ребенка.
«Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные особенности обуславливают необходимость активной работы, ориентированной на развитие словарного запаса ребенка, понимание смысла и значения слов и познание семантического поля слова.

Словесные игры как средство формирования словаря младшего дошкольника

Определение 2

Словесная игра – это разновидность дидактической игры, направленная на решение конкретных задач речевого развития.

Словесные игры ориентированы на формирование словарного запаса ребенка, развитие навыков использования слов в разных видах и направлениях деятельности т.е. в активной речи.

Словесные игры особенны тем, что в них прослеживается активная связь игрового действия и его сопровождения словами. Слова и действия тесно связаны и воздействуют друг на друга.

В ходе словесных игр младшие дошкольники учатся в опоре на словесные представления о конкретных объектах, предметах. В ходе игрового действия, дошкольникам приходится применять те знания, которые у них были в новых условиях, новых обстоятельствах.

Словесные игры используются как на учебных занятиях, так и включаются в разные виды повседневной деятельности дошкольника:

  1. Трудовая деятельность. Она выступает важным средством расширения словарного запаса и формирования навыков речевого общения ребенка;
  2. Бытовая деятельность. Она связана с повседневным общением ребенка, его коммуникативным взаимодействием в разных бытовых ситуациях. В быту, бытовых процессах, ребенку гораздо проще вступать в речевое взаимодействие;
  3. Различные режимные моменты. Включение словесных игр в утреннею гимнастику, использование их на прогулке является способом повышения качества речи дошкольника.

Стоит отметить, что словесные игры могут быть использованы в разных видах и направлениях деятельности младшего дошкольника. Однако, их применение требует соблюдения ряда условий. К примеру, при выборе словесной игры необходимо обращать внимание на ее содержание, которое будет близким для ребенка младшего дошкольного возраста, соответствовать его жизненному опыту и потенциальным возможностям. Кроме того, словесные игры должны дополняться познавательным материалом и соответствующей ему лексикой.

Дидактические игры и их роль в речевом развитии младшего дошкольника

Дидактическая игра является средством активного обучения и развития младшего дошкольника.

Ее применение в качестве метода развития словарного запаса ребенка и формирования его речевой активности обусловлено наличием двух начал игры:

  1. Учебная направленность применения. Дидактическая игра ориентирована на познавательное развитие ребенка.
  2. Занимательность игрового процесса. Игра увлекает ребенка, воздействуя на его чувственную и эмоциональную сферу.

Таким образом обучение и речевое развитие реализуется в игре. Ребенок постигает речь играючи. Дидактическая игра строится таким образом, что задания даются в виде загадок, ребусов, в вопросно-ответной форме. Такое обучение способствует расширению словарного запаса и его активизации.

Разновидностями дидактических игр, используемых в качестве средства развития словаря младшего дошкольника, являются следующие:

  • Игра в переодевание. Она предполагает одевание детьми игрушек, кукол и называние одежды словами;
  • Игра в опознание животных и их детенышей. Для игры используются картинки с изображением разных животных и их детенышей или игрушки, их изображающие;
  • Игры поиска игрушек. Они связаны с называнием определенных свойств предмета, который необходимо отыскать среди имеющихся. К примеру, найти красный маленький мяч или куклу с бантом желтого цвета и т.д.;
  • Игры на подбор объектов. Для игры используются карточки с изображениями различных объектов. Ребенку необходимо подбирать пары к каждом из них по сходным признакам.

Естественно, игровой процесс сопровождается словесным обозначением слов и их признаков. Дети развивают навыки активного применения своего словаря, постигая обозначения предметов и их отличительные признаки.

Дата последнего обновления статьи: 24.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot