Специфика формирования словаря младшего дошкольника
Словарь ребенка – это совокупность лексических языковых единиц, которыми владеет ребенок и использует их в своей активной речи, а также в качестве пассивного запаса.
Младший дошкольный возраст является периодом активного формирования словарного запаса ребенка. Он испытывает потребность в общении, взаимодействии с окружающими, а также в познании окружающего мира, что вызывает необходимость задавать вопросы и получать на них ответы.
Речь младшего дошкольника пронизывает все виды и направления его деятельности. Она активно развивается, расширяется и усложняется.
Отметим некоторые особенности развития словаря младшего дошкольника. К ним относятся:
- Связь словаря ребенка с условиями его жизнедеятельности. Словарь формируется в связи и зависимости от деятельности ребенка и условий его обучения, воспитания и развития. Активное формирование словаря является следствием активного развития ребенка в иных направлениях;
- Важность общения ребенка. Общение прямо пропорционально влияет на речь и формирование словарного запаса младшего дошкольника;
- Яркая чувствительность звуковой оболочки языка в данный возрастной период. Звуковая сторона становится предметом практического познания дошкольника. Это обуславливает развитие особого языкового чутья, посредством которого ребенок познает разные стороны языка и расширяет свои представления о его явлениях;
- Активное освоение бытового словаря. Младшие дошкольники усваивают вопросительные слова, предлоги, союзы, слова, обозначающие бытовые предметы;
- Возникает связь между словами и их соотнесении с конкретными объектами, конкретными жизненными ситуациями и явлениями;
- Развитие мотивированного отношения к лексике. Оно формируется после развития связи и соотношения слов с предметами;
- Искажение структуры слов при произношении;
- Наполнение словарного запаса словами, которые являются объектом фантазии ребенка.
Данные особенности обуславливают необходимость активной работы, ориентированной на развитие словарного запаса ребенка, понимание смысла и значения слов и познание семантического поля слова.
Словесные игры как средство формирования словаря младшего дошкольника
Словесная игра – это разновидность дидактической игры, направленная на решение конкретных задач речевого развития.
Словесные игры ориентированы на формирование словарного запаса ребенка, развитие навыков использования слов в разных видах и направлениях деятельности т.е. в активной речи.
Словесные игры особенны тем, что в них прослеживается активная связь игрового действия и его сопровождения словами. Слова и действия тесно связаны и воздействуют друг на друга.
В ходе словесных игр младшие дошкольники учатся в опоре на словесные представления о конкретных объектах, предметах. В ходе игрового действия, дошкольникам приходится применять те знания, которые у них были в новых условиях, новых обстоятельствах.
Словесные игры используются как на учебных занятиях, так и включаются в разные виды повседневной деятельности дошкольника:
- Трудовая деятельность. Она выступает важным средством расширения словарного запаса и формирования навыков речевого общения ребенка;
- Бытовая деятельность. Она связана с повседневным общением ребенка, его коммуникативным взаимодействием в разных бытовых ситуациях. В быту, бытовых процессах, ребенку гораздо проще вступать в речевое взаимодействие;
- Различные режимные моменты. Включение словесных игр в утреннею гимнастику, использование их на прогулке является способом повышения качества речи дошкольника.
Стоит отметить, что словесные игры могут быть использованы в разных видах и направлениях деятельности младшего дошкольника. Однако, их применение требует соблюдения ряда условий. К примеру, при выборе словесной игры необходимо обращать внимание на ее содержание, которое будет близким для ребенка младшего дошкольного возраста, соответствовать его жизненному опыту и потенциальным возможностям. Кроме того, словесные игры должны дополняться познавательным материалом и соответствующей ему лексикой.
Дидактические игры и их роль в речевом развитии младшего дошкольника
Дидактическая игра является средством активного обучения и развития младшего дошкольника.
Ее применение в качестве метода развития словарного запаса ребенка и формирования его речевой активности обусловлено наличием двух начал игры:
- Учебная направленность применения. Дидактическая игра ориентирована на познавательное развитие ребенка.
- Занимательность игрового процесса. Игра увлекает ребенка, воздействуя на его чувственную и эмоциональную сферу.
Таким образом обучение и речевое развитие реализуется в игре. Ребенок постигает речь играючи. Дидактическая игра строится таким образом, что задания даются в виде загадок, ребусов, в вопросно-ответной форме. Такое обучение способствует расширению словарного запаса и его активизации.
Разновидностями дидактических игр, используемых в качестве средства развития словаря младшего дошкольника, являются следующие:
- Игра в переодевание. Она предполагает одевание детьми игрушек, кукол и называние одежды словами;
- Игра в опознание животных и их детенышей. Для игры используются картинки с изображением разных животных и их детенышей или игрушки, их изображающие;
- Игры поиска игрушек. Они связаны с называнием определенных свойств предмета, который необходимо отыскать среди имеющихся. К примеру, найти красный маленький мяч или куклу с бантом желтого цвета и т.д.;
- Игры на подбор объектов. Для игры используются карточки с изображениями различных объектов. Ребенку необходимо подбирать пары к каждом из них по сходным признакам.
Естественно, игровой процесс сопровождается словесным обозначением слов и их признаков. Дети развивают навыки активного применения своего словаря, постигая обозначения предметов и их отличительные признаки.