Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие словаря прилагательных у дошкольников с ОНР

Характеристика словаря детей с общим недоразвитием речи

Определение 1

Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает процессуальный признак предмета и отвечает на вопросы «какое?», «какой?», «какая?».

Определение 2

ОНР – это тип нарушения формирования всех сторон речи у детей, имеющих нормальный интеллект и полноценный слух.

Левина Р.Е. выделила три уровня недоразвития речи детей:

  • Первый уровень – полное отсутствие речи или наличие незначительных элементов речи. Активный словарь детей включает небольшое число звукоподражаний и звуковых комплексов, часто сопровождаемых жестами. Лепет состоит из фрагментов слов, а также присутствуют слова-корни, искаженные по своему звучанию. Слова, которые дети используют в своей речи, аморфны по своему значению и не имеют точного соответствия предметам и действиям. Например, в детской речи слово «лапа» означает и лапу животного, и человеческие ноги, и колеса машины.
  • Второй уровень характеризуется использованием более развернутых речевых средств. Но недоразвитие речи все еще выражено очень резко. В речи ребенка достаточно много слова, появляются союзы и предлоги. Но слова, которые используют дети – не точны в своем значении и звуковом оформлении. Неточность значений слов проявляется большим количеством вербальных парафазий, то есть заменой слов. Иногда, чтобы пояснить значение слова, дети используют разнообразные жесты.
  • Третий уровень – разговорная речь детей становится более развернутой, нет грубых отклонений в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей затрагивают преимущественно сложные речевые единицы. В целом, речь таких детей характеризуется заменой слов, близких по значению, отдельными аграмматичными фразами, искажением звуковой структуры отдельных слов, недостатками произношения наиболее артикуляционно сложных звуков.
  • Четвертый уровень ОНР характеризуется нарушением лексики и словообразования, и нарушениями связной речи. Нарушения словообразования проявляются трудностями дифференциации родственных слов, непониманием значения словообразующих морфем, а также невозможностью выполнять задания на словообразование.

Ограниченность и своеобразие словарного запаса проявляются и в импрессивной, и в экспрессивной речи. Формирование атрибутивного словаря в старшем дошкольном возрасте протекает с учетом не только этиологического разнообразия форм нарушений речи и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровня ОНР и основан на теории о многообразии форм и значение предиката.

Выраженная особенность речи детей с ОНР – расхождение объема пассивного и активного словаря. Дети дошкольного возраста с ОНР обычно понимают значение практически всех слов и объем их пассивного словаря близок к норме, но употребление слов в экспрессивной речи и актуализация словаря вызывают у них затруднения.

Формирования словаря прилагательных у дошкольников с ОНР

Обогащению словаря, его закреплению и активации отводится большая роль в общей системе речевой работы в ДОУ. Это связано с тем, что слово представляет основную единицу и совершенствование речевого общения невозможно представить без расширения словарного запаса ребенка.

«Развитие словаря прилагательных у дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Выделяют две группы методов словарной работы:

  • Первая группа – методы накопления содержания детской речи:

    • непосредственное ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря путем рассматривания и обследования предметов, осмотра помещения детского сада, целевых прогулов и экскурсий;
    • опосредованное ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря на основании рассматривания картин с малознакомым содержанием, чтения художественных произведений, показа кино- и видеофильмов, просмотра телепередач.
  • Вторая группа методов используется, чтобы закрепить и активизировать словарь и предполагает рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактических игр и упражнений.

Определение 3

Дидактические игры – это обучающие, познавательные игры, призванные расширить, углубить и систематизировать представления детей об окружающей обстановке, воспитать познавательный интерес и развивать познавательные способности.

На первых занятиях упражнения проводят в медленном темпе, так как педагог должен часто исправлять ответы детей, показывать им нужное слово и объяснять. Позже упражнения могут превратиться в игру, в которой участники получают фишки за удачные ответы или выбывают из игры. В такой игре может использоваться мяч, которые ведущий бросает в соответствии со своим желанием участникам игры.

Логопеду необходимо сформировать у ребенка структуру слов и систему их значений у детей с нарушением речи. Работа должна начинаться с формирования основ. Необходимо формировать предметную отнесенность слова, а не ее основании формировать обобщающую функцию слова.

Формирование обобщающих функций слова базируется на развитии у детей умения выделять свойства и признаки предметов, которые обозначаются данным словом, то есть необходимо развивать словарь прилагательных. Эта работа должна направляться, развивать наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учитывать сравнение предметов между собой. Логопед может предлагать детям набор признаков, на основании которых ребенку необходимо определить задуманный предмет, как это делается в загадках, а может попросить ребенка самого придумать загадку такого рода.

Лалаевой Р.И. в формировании словаря прилагательных выделены следующие направления:

  • расширять объем словаря одновременно с расширением представлений об окружающей действительности, формировать познавательную деятельность;
  • уточнять значение прилагательных;
  • формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов;
  • организовывать семантические поля и лексические системы;
  • активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска слова, перевод слова из пассивного словаря в активный.

Иными словами, изучение литературы по вопросу развития словаря прилагательных показало, что, для развития активного словаря прилагательных могут быть использованы дидактические словесные игры и упражнения, но их использование должно осуществляться в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей с ОНР.

Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot