Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедическая работа по формированию навыка согласования прилагательных

Замечание 1

Нарушение в согласовании прилагательных с существительными возникает при общем недоразвитии речи у ребенка (ОНР).

При ОНР возникает нарушение грамматического строя речи, и нарушение в согласовании прилагательных с существительными, а также нарушения согласования других частей речи выступает наиболее актуальной проблемой, требующей вмешательства специалиста и использования логопедической коррекции.

Методические основы логопедической коррекции по развитию согласования прилагательных

Логопедическая коррекция любых речевых нарушений реализуется на основании специальных методических подходов, которые предполагают проведение ряда мероприятий коррекционного характера с учетом особенностей конкретной речевой патологии.

Что касается методических основ формирования навыков согласования прилагательных, то они состоят в следующих направлениях работы:

  1. Развитие семантической стороны речи. Она лежит в основе развития речевых навыков ребенка, помогает создать целостный языковой строй. Для этого используются вербальные средства общения и формируются навыки языкового противопоставления.
  2. Формирование основ понимания речи. Если речь адекватно воспринимается на слух, с пониманием ее смысла, то постепенно активируется воздействие на звуковую сторону речи и проявляются ее речевые функции.
  3. Отработка использования верных падежных форм в речи. Важно, обратить внимание на использование родительного падежа и множественного числа. Именно в этой форме, чаще всего, возникают ошибки при согласовании существительного и прилагательного.
  4. Ознакомления с основами построения предложений и способами согласования существительных с другими частями речи.
  5. Многократное повторение упражнений на согласование прилагательных.
  6. Развитие навыков концентрации внимания на услышанной речи.
«Логопедическая работа по формированию навыка согласования прилагательных» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Данные методические основы предполагают проведение последовательной коррекционной работы.

Этапы работы по развитию навыков согласования прилагательных

Работа по согласованию прилагательных с существительными в роде, числе и падеже реализуется в течение следующих этапов коррекции речи:

  1. Освоение произношения прилагательных с ударными окончаниями. Прилагательные находятся в именительном падеже, мужском роде и единственном числе.
  2. Освоение произношения прилагательных с безударными окончаниями.
  3. Освоение произношения прилагательных в женском роде, единственном числе и разных падежах.

На каждом этапе работы используется система логопедических упражнений. Как правило, упражнения носят игровой формат.

Отработка произношения разных прилагательных предполагает их многократное повторение и плавное проговаривание до максимально точного произнесения каждого и закрепления данных навыков.

Игровая форма работы предотвращает переутомление детей и снижает нагрузку. Поэтому, логопедические упражнения основываются на игре. Это позволяет сделать речь более четкой и грамматически верной.

Варианты коррекционной работы на согласование прилагательных

Важным аспектом логопедической коррекции, ориентированной на формирование навыков согласования прилагательных с существительными, является ее системная терапия и комплексный подход. Это означает, что коррекционные упражнения должны применяться регулярно и последовательно. Коррекция должна включать не только работу логопеда, но и психологическую терапию, медицинское лечение, а также проникать во все аспекты жизнедеятельности ребенка, испытывающего проблемы с речью.

Замечание 2

Выбор конкретной методики коррекционной работы обусловлен уровнем речевого дефекта и общим уровнем развития ребенка.

Существуют следующие варианты логопедической коррекции:

  1. Переход от простого к сложному. Данный вариант основан на освоении согласования прилагательных с изучения простых форм слов. Предполагается постепенное развитие активного словаря ребенка, его наполнение разными прилагательными, развитие навыков согласования прилагательных в именительном падеже и подбор слов с противоположным значением – антонимов. Затем, происходит постепенное освоение образования и согласования притяжательных прилагательных и подбор синонимов к прилагательным.
  2. Последовательное развитие навыков согласования. Работа основывается на следующей последовательности действий:

    • Формирование основ согласования прилагательных разного рода в именительном падеже и разных числах. Детей обучают называть окружающие объекты, выделять их признаки, разделять на группы по родовому признаку;
    • Формирование навыков верного согласования прилагательных. Для этого, используются объекты или картинки с их изображением. Акцентируется внимание на их родовой принадлежности, посредством задавания вопросов: какой? какая? какое? Даются упражнения, ориентированные на поиск прилагательных конкретного рода. Постепенно, дети научатся согласовывать прилагательные с существительными. Важно, многократное повторение упражнений;
    • Автоматизация навыка. Работа ведется по автоматизации согласования прилагательных с существительными. Здесь применяются прилагательные, находящиеся в разном числе, роде и падеже. Для этого, используются игры, ориентированные на название признаков объекта, через вопрос какой? Например, какой мяч? Какая чашка? Какое облако? Далее применяются упражнения на отработку и закрепление навыка согласования, а также расширение словарного запаса ребенка с речевой патологией.
Замечание 3

Данные методики ориентированы на формирование связной речи дошкольника они расширяют словарный запас ребенка и помогают в формировании описательных навыков, а также противопоставлений.

Работа с антонимами помогает не только в формировании навыков согласования прилагательных, но и является фундаментом для освоения наречий с противоположным значением. Кроме того, данная работа активизируют практическую сторону речевого взаимодействия, помогая в верном употреблении грамматических категорий и развитии навыков изменения слов в зависимости от контекстной ситуации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot