Сущность пространственных представлений и их смысловое назначение
Пространственные представления – это представления о пространстве и времени, их свойствах и отношениях, возникающих в данной области, понятие о размерах, формах и расположении объектов в пространственной среде.
Пространственные представления необходимы любому человеку. Они помогают ребенку развиваться и обучаться.
Свободно ориентироваться в пространстве необходимо ребенку для прохождения обучения в школьном учебном учреждении, причем успешного прохождения. Если ребенок способен ориентироваться в пространстве и будет владеть основными пространственными понятиями, то это упростит его обучение письму, чтению, художественному творчеству и иным дисциплинам, базирующимся на формировании соотношений между предметами и явлениями окружающего мира, установлении их последовательности, причинно-следственных связей и пространственного расположения.
Пространственно-временные отношения и связи необходимы ребенку для развития навыков обработки информационных данных, верного восприятия изображений, объектов окружающего мира, умения строить рассказ по изображению, научиться писать и читать, выполнять вычислительные операции. Пространственное восприятие необходимо для эффективного познания в целом. Оно относится к ведущим функциям жизнедеятельности человека, играя приоритетную роль в его воспитании, обучении и развитии на всех его этапах.
Ребенок учиться ориентироваться в пространстве через активное перемещение в нем. Это начинается с момента ползанья ребенка, а затем при его хождении.
В усвоении пространственных представлений ребенка огромное значение отводится разнообразным анализаторам организма. К ним относятся:
- Органы осязания;
- Кинестический анализатор;
- Визуальный анализатор;
- Слуховой анализатор;
- Органы обоняния.
В младшем возрасте ребенок наиболее хорошо пространственно ориентируется благодаря визуальному и кинестическому анализаторам.
Стадии формирования пространственных представлений
Пространственные представления человека закладываются с самого раннего детства. Их формирование проходит в три основные стадии:
- Формирование у ребенка представлений о своем теле и пространственном расположении объектов окружающего мира по отношению к нему. С первых дней жизнедеятельности ребенка у него формируется пространственное восприятие. Он учится осознавать и воспринимать пространство. Первые пространственные представления касаются строения собственного тела. Для этого используется комплекс специальных упражнений. Они помогают понять, как устроено тело ребенка и развивать пространственные представления более сложного характера. В три-четыре года ребенок начинает усваивать информацию о том, что такое «право», а что такое «лево» и продолжает развивать представления о своем теле. Пространственные представления и их сформированность подтверждаются появлением в его словарном запасе слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «далеко», «высоко», «узко», «широко».
- Переход пространственной ориентации на новый уровень. Ребенок учиться ориентироваться не только в настоящем мире, но и в его представлении в схематичном виде. К примеру, ребенку дается лист бумаги, на котором рисуется дом, и он осознает, что солнце расположено «выше» дома, а также понимает, что «верх» имеется не только у его тела в виде головы, но и у листа бумаги или нарисованного дома.
- Развитие системы ориентирования в квази-пространстве. Такое пространство представляет собой упорядоченность в системах знаков и символов различного рода: букв, нот, математических знаков. У детей окончательно формируется временное представление. Они уже понимают временную разницу, измерение времени. Кроме того, ребенок уже овладевает лексикограмматическими конструкциями.
Возрастные особенности развития пространственных представлений
Ориентировка в пространстве имеет свои особенности на разных возрастных этапах развития человека. Выделяют следующие возрастные периоды пространственной ориентации:
- Грудной возраст – от рождения до года. В этот период происходит усвоение самых простых пространственных ориентировок. Дети воспринимают объекты в определенных пространственных местах за счет визуального анализатора: фокусируются глаза на конкретных объектах. К концу этого периода ребенок учиться определять месторасположения объекта в пространстве на разных расстояниях от него;
- Период раннего возраста – от одного года до трех летнего возраста. Ребенок учиться ходить и понимает, что представляет собой пространственный путь. Однако, он не способен отделить расстояние до объекта в пространстве от него самого. Далее развивается словесное и образное пространственное ориентирование. К двум годам, дети учатся узнавать геометрические фигуры и соотносить их с местом их расположения;
- Ранний дошкольный возраст – три-четыре года. Ребенок получает представления о направлениях движения по горизонтали и вертикали, понимает расположение объектов, находящихся «рядом», «около», «возле» чего-то;
- Средний дошкольный возраст – три-пять лет. В этот период дети уже понимают направления своего движения, осознают повороты и могут оценить расстояние, правда не всегда точно. Также, происходит ориентирование «слева» и «справа». Дети могут понять с какой стороны от них расположен объект. Происходит расположение форм объектов;
- Старший дошкольный возраст – пять-семь лет. Ребенок уже умеет описывать путь, словами, которые точно отражают его пространственное нахождение: «рядом», «напротив», осознанная ориентация в направлениях, гибкое применение компонентов грамматическое построения речи при пространственной ориентировки. К семи годам дети еще не могут четко пространственно ориентироваться в новых ситуациях. Также, имеются сложности с пространственным дифференцированием сигналов окружающего мира.