Познавательная деятельность — это деятельность младшего школьника, который познает новый для него окружающий мир в качестве активного субъекта. Она отражает его индивидуальность, направляя энергию (волю) и заставляя работать для достижения положительного результата
Проявление познавательной активности
Познавательная активность представляет собой способность, которую сложно развивать и невозможно скрывать. С помощью простого наблюдения за деятельностью ребёнка устанавливается то, насколько он активен, и проявляет ли он стремление к новым знаниям.
Она показывает свое присутствие через наличие нескольких фактов:
- Увлечение ребёнка деятельностью, предметом или рассказом;
- Наличие ярко выраженного стремления выполнять различные, порой даже сложные задания;
- Отсутствие желания останавливаться и завершать действия;
- Проявление самостоятельности, подбор средств и способов действий;
- Самостоятельное достижение результата, контроль собственных действий.
Младший школьник, у которого нормально развита познавательная активность, при коммуникации с взрослым человеком задаёт вопросы, которые удовлетворяют его познавательный интерес. Как правило, он эмоционально относится к тому, что делает.
Уровень познавательной активности бывает разным. Познавательная активность школьника проявляется неодинаково. Она высока, если ребенок относится к собственной деятельности творчески, умеет находить нестандартные решения и мыслит креативно, используя полученные ранее знания.
Семья и общество, которые окружают младшего школьника, должны стремиться к созданию всех условий для успешного развития познавательной активности.
Первое знакомство с окружающей действительностью должно происходить именно в школьном детстве. По этой причине отношение к познанию необходимо развивать и формировать бережно, но неуклонно. Так, культурный и исторический опыт прошлых поколений ребенок начинает усваивать с самого раннего детства. Развитие познавательной активности младших школьников с первых дней жизни является основой последующего успешного обучения в учебных заведениях, в научной деятельности и на производстве.
Средства развития познавательной активности
Для развития познавательной активности требуется непрерывный рост и стойкость интересов. В этом случае будет происходить быстрое накопление опыта, а знания начнут приобретать устойчивый характер. Способы передачи знаний от взрослых к детям бывают самыми различными, при этом средства передачи должны быть проще и увлекательней.
Процесс развития отношения к окружающему миру представляет собой единение эмоционального и интеллектуального в ходе познания действительности. По завершению младшего школьного возраста дети приобретают самостоятельность, могут регулировать свое поведение, получают контроль над своей деятельностью.
Они начинают ставить цели и достигают её с нахождением подходящего способа. Более того, ученики уже сами могут произвести оценку результата, практически переставая копировать действия взрослых. Иногда в этом случае школьник отходит от предъявленных требований, проявляя инициативу, усилие воли, которые направлены на достижение результата.
Развитие познавательной активности в младшем школьном возрасте понадобится для всей дальнейшей жизнедеятельности. В ходе познания школьник должен являться для взрослых полноценной личностью, которая способна как определить собственную активность, так и творческим образом подойти к поставленной задаче. В этом случае происходит не только реализация интересов и потребностей, но и укреплениеволи.
Последующее школьное обучение в старших классах будет полностью зависеть от того, в какой степени развиты способности в начальных классах. Познавательная активность младших школьников представляет собой проявление ребёнка в собственной деятельности. Он начинает сам строить взаимоотношения со сверстниками и преподавателями.
Внеурочная деятельность и познавательная активность
Внеурочная деятельность — это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она представляет собой важнейшую форму организации свободного времени учеников, особенно в младшем школьном возрасте.
Сегодня внеурочную деятельность понимают преимущественно в качестве деятельности, которая организуется во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей учеников в содержательном досуге. Она помогает им принимать участие в самоуправлении и общественно полезной работе.
Внеурочная работа считается хорошей возможностью для организации межличностных отношений в классах. Этот процесс происходит между младшими школьниками и классным руководителем и необходим для формирования ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В ходе многоплановой внеурочной работы, как правило, обеспечивается развитие общекультурных интересов младшего школьника, что способствует решению задач нравственного воспитания.
Внеурочную познавательную деятельность младших школьников, включая ее развитие, организуют в следующих формах:
- Кружки познавательной направленности,
- Научное общество «Грамотейка»,
- Клубы по типу – «Что? Где? Когда?»,
- Дидактические театры,
- Познавательные экскурсии,
- Викторины и др.
Развитие происходит через игровую форму проведения, поэтому школьник с удовольствием выполняет любые задания и упражнения. Преподаватель стимулирует логическое мышление, поскольку задания способствуют формированию целостного представления об окружающем мире, обогащают ребенка новыми сведениями, активируя мыслительную деятельность и внимание.
Развитие познавательной активности проявляется через участие в познавательной деятельности ученика в качестве субъекта. Это возможно только тогда, когда у школьников отлично развиты познавательные способности. Важный фактор активизации познавательной деятельности представлен поощрением (баллы, значки, жетоны и др.).