Понятие межличностных взаимоотношений и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте
Межличностные взаимоотношения – это возникающие между людьми в процессе общения и совместной деятельности взаимосвязи, характеризующиеся субъективными переживаниями и проявляющиеся в объективных способах взаимных влияний.
Ряд авторов под межличностными взаимоотношениями понимают систему ориентацией, ожиданий, установок, диспозиций и стереотипов, через которые люди оценивают и воспринимают друг друга.
Межличностные взаимоотношения могут возникнуть внутри любых видов общественных отношений. Они охватывают достаточно большой круг явлений, которые могут быть квалифицированы на основании трех ведущих компонентов взаимодействия:
- понимание и восприятие людьми друг друга;
- межличностная привлекательность, выражаемая симпатией и притяжением людей друг к другу;
- поведение и взаимовлияние.
Межличностные взаимоотношения детей и взрослых значительно отличаются. Это связано с жизненным опытом, наличием навыков коммуникации и взаимодействия. Межличностные взаимоотношения, которые возникают между детьми в группе ДОУ, оказывают определенное влияние на личность каждого воспитанника. В ДОУ взаимоотношения между детьми представлены в виде устойчивой системы, где каждый ребенок занимает определенное место.
Выделяют три вида межличностных взаимоотношений между детьми в группе детского сада:
- Межличностное взаимодействие, выявляемое на основании проведенного анализа объективных связей между детьми. Осуществляется данный анализ посредством организованной совместной деятельности детей и педагога.
- Межличностные взаимоотношения между детьми, которые выявляются путем избирательного рассмотрения отношений между конкретными воспитанниками группы.
- Межличностные взаимоотношения, проявляющиеся в системе существующих в группе взаимных оценок, которые дети дают друг другу.
В старшем дошкольном возрасте дети воспринимают ровесников как целостных личностей, обладающих определенными качествами и характеристиками. Кроме того, сохраняется сравнение других с собой.
Еще одной особенностью межличностных взаимоотношений можно назвать то, что у детей старшего дошкольного возраста к шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в переживания и деятельность сверстника (чаще всего друга). Это связано в первую очередь с тем, что у детей к старшему дошкольному возрасту уже достаточно хорошо развито произвольное поведение, а также усвоены необходимые моральные и нравственные нормы. Дети уже в состоянии осознавать собственные переживания, желания и мотивы, которые в целом представляют личность ребенка. Кроме того, у старших дошкольников развита децентрализация, которая позволяет ребенку понимать и принимать точку зрения другого ребенка, оказывать при необходимости ему посильную помощь, и даже в некоторых случаях идти на уступки.
Таким образом, особенность межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного выражается в том, что сверстники становятся целостными личностями.
Подвижная игра как средство межличностного развития детей старшего дошкольного возраста
Основным средством развития межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста является игра. Это связано с тем, что игра для дошкольника – ведущий вид деятельности. Во время игр дети объединяются во временные общности, которая действует на основании конкретных правил, требований, согласованных действий и совместного планирования. В играх дети учатся не только проявлять собственные желания, мысли и идеи, но и считаться с интересами партнёров. Взаимодействие с партнерами по игре выступает как одно из основных средств по достижению игровой цели.
Межличностное взаимодействие в процессе игры способствует проявлению таких личностных качеств детей как товарищество, взаимовыручка, взаимоподдержка, сопереживание. Играя, дети осознают значимость совместного взаимодействия, как одной из форм организации их деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста понимают, что межличностное взаимодействие является основой не только игровой деятельности, но и иной другой (трудовая, конструирование, учебная и т.д.).
Одним из наиболее популярных и востребованных видов игр среди детей старшего дошкольного возраста являются подвижные игры, которые удовлетворяют потребность детей в движении и общении. Играя в подвижные игры, дети приходят к выводу, что игра, построенная по типу «совместно-дружно-вместе», наиболее интересна и продуктивна, чем игра по типу «рядом, но не вместе». Именно поэтому воспитатели используют подвижные игры в качестве средства развития межличностных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Преимуществом подвижных игр в развитии межличностных взаимоотношений также является то, что они способствуют развитию таких качеств как взаимная ответственность, коллективизм и товарищество. Данные качества являются неотъемлемой частью эффективного межличностного взаимодействия между дошкольниками.
Для того, чтобы подвижная игра была максимально эффективна в развитии у детей старшего дошкольного возраста межличностных взаимоотношений, воспитателю необходимо соблюдать ряд условий:
- Осуществлять руководство игрой детей.
- Подбирать наиболее интересные подвижные игры, направленные на развитие навыков межличностных взаимоотношений.
- Ориентировать детей на пояснение смысла игры и действий партнёров.
Осуществляя руководство игрой, воспитатель должен:
- Постепенно увеличивать продолжительность игр.
- Постепенно усложнять двигательное содержание игр.
- Менять размещение игроков на площадке.
- Периодически менять сигнал (свисток, хлопок и т.д.).
- Проводить игры не только в стандартных условиях, но и нестандартных условиях.
- Усложнять правила игр.
Таким образом, основная стратегия организации игрового взаимодействия детей - это не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, – устранение фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому человеку, чувства общности и сопричастности с ним.