Характеристика ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Дети с тяжелой формой ДЦП имеют множественные нарушения, ведущими из которых являются двигательные и чувственные (сенсорные) расстройства.
Двигательные нарушения, которыми ограничивается предметно-практическая деятельности и затрудняется развитие самостоятельности передвижения, ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Вместе с этим, без единого зрительного, двигательного и тактильного образов затруднено приобретение трудовых умений и навыков самообслуживания.
К причинам двигательных нарушений относят:
- патологии тонуса мышц;
- ограниченность или невозможность произвольных движений;
- насильственные движения;
- заболевания матери;
- несовместимость матери и плода по резус-фактору;
- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шеи плода.
У детей затруднено формирование согласованности двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый из органов чувств по отдельности.
У детей с ДЦП отмечается общая моторная недостаточность. Причины недостаточного развития моторики очень разнообразны. В первую очередь – это ослабленное здоровье и снижение показателей общего физического развития, патология тонуса мышц, присутствие насильственных движений. Для развития зрительного, тактильного и двигательного восприятий необходимо проводить систематическую специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики при ДЦП
Развитие мелкой моторики и координации движений – одни из наиболее значимых аспектов развития детей-дошкольников.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека в процессе выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность детей, их внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы.
Элементарными движениями рук убирается напряжение не только с самих рук, но и с губ, а также снимается умственное напряжение.
К основным принципам проведения работы по развитию мелкой моторики с детьми с ДЦП относят:
- самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладони и пальцев;
- пальчиковую гимнастику;
- пальчиковые игры и упражнения с применением разнообразных материалов и предметов.
Для проведения упражнений на развитие мелкой моторики могут использоваться различные предметы – пирамидки, матрешки, вкладыши, кубики, разнообразные магнитные фигурки, сортеры, доски Сегена и пр.
Массаж – одно из основных средств развития мелкой моторики у детей. Он не должен вызывать дискомфорта и неприятных ощущений. Используют такие приемы как поглаживание, растирание, вибрации. Движения выполняют от кончиков пальцев к запястью на протяжении 3-5 минут.
Могут использоваться упражнения-игры с шариками и мячами разного размера:
- захват мяча всей кистью и его бросание;
- прокатывание мяча по часовой стрелке;
- удерживание мяча одной рукой, а другой выполнять пощипывания и похлопывания;
- сжатие и разжимание мяча;
- подбрасывание и пр.
Основными требованиями выступает:
- использование всех пальцев руки;
- упражнения выстраивают так, чтобы хорошо сочетаться между собой – сжатие, растяжение, расслабление кисти, изолированные движения для каждого пальца;
- учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка;
- познавательная направленность упражнений;
- выполнение упражнений под счет с постепенным ускорением и четким следованием словесной инструкции.
Хорошие результаты дает использование пальчиковой гимнастки. Она помогает:
- овладеть навыками мелкой моторики;
- развить речь;
- повысить работоспособность головного мозга;
- развить тактильную чувствительность;
- снять тревожность.
Пальчиковые игры помогают развивать речь и творческую деятельность. В процессе пальчиковой игры дети копируют движения взрослого, активизируя ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном типе деятельности.
Пальчиковые игры могут быть представлены инсценировкой каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи рук. Многими играми предполагается участие обеих рук, что предоставляет детям возможность ориентироваться в понятиях «лево», «право», «низ», «верх». Также игры могут проводиться с использованием разнообразного реквизита – шариков, кубиков, домиков и пр.
Игры с пластилином и тестом развивают мелкую моторику, ловкость рук, творчество. Можно попросить детей:
- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепешку, колечко и пр.;
- разрезать колбаску на кусочки;
- мять тесто и отщипывать мелкие части;
- выкладывать рисунок;
- надавливать на тесто разными предметами, чтобы получить отпечаток;
- делать поделки.
Рисование и раскрашивание помогают развивать мелкую моторику, внимание, ориентировку на листе бумаги, закрепить цвета и величины, геометрические формы. Рисовать можно с использованием огромного количества инструментов:
- карандаши, мелки, восковые мелки, кисти;
- вату, палочки, пальчики, губки;
- краски, уголь, свечи;
- по трафарету;
- дорисовывать контур и детали предмета;
- обводить опорные точки;
- использовать линейки и лекала и пр.