Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Характеристика ДЦП

Определение 1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Дети с тяжелой формой ДЦП имеют множественные нарушения, ведущими из которых являются двигательные и чувственные (сенсорные) расстройства.

Двигательные нарушения, которыми ограничивается предметно-практическая деятельности и затрудняется развитие самостоятельности передвижения, ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Вместе с этим, без единого зрительного, двигательного и тактильного образов затруднено приобретение трудовых умений и навыков самообслуживания.

К причинам двигательных нарушений относят:

  • патологии тонуса мышц;
  • ограниченность или невозможность произвольных движений;
  • насильственные движения;
  • заболевания матери;
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шеи плода.

У детей затруднено формирование согласованности двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый из органов чувств по отдельности.

У детей с ДЦП отмечается общая моторная недостаточность. Причины недостаточного развития моторики очень разнообразны. В первую очередь – это ослабленное здоровье и снижение показателей общего физического развития, патология тонуса мышц, присутствие насильственных движений. Для развития зрительного, тактильного и двигательного восприятий необходимо проводить систематическую специальную коррекционную работу.

Развитие мелкой моторики при ДЦП

Развитие мелкой моторики и координации движений – одни из наиболее значимых аспектов развития детей-дошкольников.

Определение 2

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека в процессе выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

«Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность детей, их внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы.

Элементарными движениями рук убирается напряжение не только с самих рук, но и с губ, а также снимается умственное напряжение.

К основным принципам проведения работы по развитию мелкой моторики с детьми с ДЦП относят:

  • самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладони и пальцев;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пальчиковые игры и упражнения с применением разнообразных материалов и предметов.

Для проведения упражнений на развитие мелкой моторики могут использоваться различные предметы – пирамидки, матрешки, вкладыши, кубики, разнообразные магнитные фигурки, сортеры, доски Сегена и пр.

Массаж – одно из основных средств развития мелкой моторики у детей. Он не должен вызывать дискомфорта и неприятных ощущений. Используют такие приемы как поглаживание, растирание, вибрации. Движения выполняют от кончиков пальцев к запястью на протяжении 3-5 минут.

Могут использоваться упражнения-игры с шариками и мячами разного размера:

  • захват мяча всей кистью и его бросание;
  • прокатывание мяча по часовой стрелке;
  • удерживание мяча одной рукой, а другой выполнять пощипывания и похлопывания;
  • сжатие и разжимание мяча;
  • подбрасывание и пр.

Основными требованиями выступает:

  • использование всех пальцев руки;
  • упражнения выстраивают так, чтобы хорошо сочетаться между собой – сжатие, растяжение, расслабление кисти, изолированные движения для каждого пальца;
  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка;
  • познавательная направленность упражнений;
  • выполнение упражнений под счет с постепенным ускорением и четким следованием словесной инструкции.

Хорошие результаты дает использование пальчиковой гимнастки. Она помогает:

  • овладеть навыками мелкой моторики;
  • развить речь;
  • повысить работоспособность головного мозга;
  • развить тактильную чувствительность;
  • снять тревожность.

Пальчиковые игры помогают развивать речь и творческую деятельность. В процессе пальчиковой игры дети копируют движения взрослого, активизируя ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном типе деятельности.

Пальчиковые игры могут быть представлены инсценировкой каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи рук. Многими играми предполагается участие обеих рук, что предоставляет детям возможность ориентироваться в понятиях «лево», «право», «низ», «верх». Также игры могут проводиться с использованием разнообразного реквизита – шариков, кубиков, домиков и пр.

Игры с пластилином и тестом развивают мелкую моторику, ловкость рук, творчество. Можно попросить детей:

  • скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепешку, колечко и пр.;
  • разрезать колбаску на кусочки;
  • мять тесто и отщипывать мелкие части;
  • выкладывать рисунок;
  • надавливать на тесто разными предметами, чтобы получить отпечаток;
  • делать поделки.

Рисование и раскрашивание помогают развивать мелкую моторику, внимание, ориентировку на листе бумаги, закрепить цвета и величины, геометрические формы. Рисовать можно с использованием огромного количества инструментов:

  • карандаши, мелки, восковые мелки, кисти;
  • вату, палочки, пальчики, губки;
  • краски, уголь, свечи;
  • по трафарету;
  • дорисовывать контур и детали предмета;
  • обводить опорные точки;
  • использовать линейки и лекала и пр.
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot