Особенности развития мелкой моторики в раннем возрасте
Мелкая моторика – это совокупность согласованных действий нервной, мышечной и костной систем в процессе выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
В процессе эволюции человека рука получила особое развитие, так как ее движения необходимы, чтобы осуществлять различные продуктивные действия. В связи с этим резко возросло число рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, которые соответствуют задействованным рецепторам.
Многочисленные исследования доказали, что мелкая моторика рук формируется при воспитании и обучении в качестве результата ассоциативных связей, которые формируются при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Процесс развития мелкой моторики – это процесс накопления разнообразных движений, совершаемых пальцами рук, а также их постепенное качественное улучшение от наиболее простого к сложному.
Кольцова М.М. своими многолетними исследованиями смогла доказать, что речевая деятельность детей частично развивается под воздействием импульсов, которые поступают от пальцев рук. Если движение кистей рук и пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие также находится в пределах нормы. Если наблюдается отставание в развитии мелкой моторики, то будут отмечаться нарушения и в речевом развитии, и в развитии письменных навыков.
Развитием мелкой моторики определяется речевое и познавательное развитие детей, начиная с самого раннего возраста. Данный вопрос отражен во многих программах работы ДОУ. Так, для развития мелкой моторики, начиная с раннего возраста, необходимо использовать интеграцию нескольких образовательных областей:
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- речевого развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития.
Интеграцией обеспечивается процесс использования двигательной деятельности, с целью повысить умственную работоспособность детей раннего возраста и с разным уровнем развития мелкой моторики. Интеграция проявляется переносом осваиваемых детьми двигательных навыков на другую деятельность, а также использованием общих приемов, которыми стимулируется самостоятельность и творческая инициатива детей.
Иными словами, развитие мелкой моторики в раннем возрасте – психолого-педагогическая проблема, являющаяся актуальной и сегодня. Ее решением предполагается организация постоянной и целенаправленной работы с детьми, направленной на развитие у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук во время выполнения ими разнообразных действий.
Вместе с этим, стоит отметиться, что развитие мелкой моторики протекает в онтогенезе естественным образом, основываясь на общей моторике, начиная с младенческого возраста. В раннем возрасте дети имеют естественное стремление двигаться и главное не ограничивать эту их потребность, а напротив стараться развивать двигательные функции.
Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики детей раннего возраста
Простые и понятные движения пальцами и кистями рук помогают детям раннего возраста снять напряжение не только с самих рук, но и расслабляет мышцы всего тела. Благодаря пальчиковым играм можно улучшить произношение многих звуков.
Основная цель пальчиковых игр – переключить внимание, улучшить координацию и мелкую моторику, что прямо влияет на умственное развитие детей.
Организуя пальчиковые игры большое внимание необходимо уделять массажу самих пальцев, каждому пальчику отдельно. При этом следует использовать несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, ребром ладони, по спирали основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные щипки.
Также пальчиковыми играми являются игры с пластилином, мелкими камешками, крупами, пуговками и шнуровкой.
Пальчиковые игры – необходимый вид деятельности в современном ДОУ, так как благодаря им происходит развитие следующих сторон детской личности:
- общее физическое развитие с укреплением мышечного корсета, формирование правильной осанки;
- вербальное и невербальное общение;
- принятие решение, поиск взаимопонимания, компромиссы, эмоциональное развитие, формирование готовности и умения действовать в коллективе сверстников;
- возбуждение речевых центров головного мозга и резкое усиление согласованной деятельности речевых зон, что помогает развитию речи;
- подражание взрослому, понимание смысла речи, повышение собственной речевой активности ребенка, развитие интонационной выразительности речи;
- развитие памяти, фантазии и воображения.
Пальчиковые игры в зависимости от их назначения делят на несколько групп:
- игры-манипуляции – предполагают выполнение того или иного движения каждым пальчиком по отдельности, развивая воображение, так как дети учатся в каждом пальчике видеть определенный образ. Например, «Ладушки…» или «Пальчик-мальчик, где ты был?»;
- сюжетный пальчиковые упражнения – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем руки – может осуществляться по очереди каждой рукой или двумя руками одновременно. Эти игры помогают детям изображать предметы, животных, насекомых и птиц;
- пальчиковые упражнения, сочетающиеся со звуковой гимнастикой – дети могут самостоятельно соединять пальцы руки друг с другой, либо поочередно выпрямлять каждый палец, сжимать руку в кулак и разжимать, сопровождая это все звуками: б-п, к-г и пр.;
- кинезиологические упражнения, или гимнастика для мозга – помогает компенсировать работу левого полушария. Дети должны быть внимательны, сосредоточены, терпеливы, усидчивы;
- пальчиковые упражнения, сочетающиеся с самомассажем кистей и пальцев рук. Предполагает традиционные массажные движения – растирания, надавливания, разминания, пощипывания;
- театр в руке – повышает общий тонус, развивает внимание и память, помогает снять психоэмоциональное напряжение.