Математические способности и их составные компоненты
Математические способности - это свойства личности, отражающие ее интегральное интеллектуальное развитие, способность к логическим рассуждениям, развитое математическое мышление и умение свободно оперировать различными математическими понятиями и категориями.
Математические способности являются сложным интегральным качеством, формирование которого необходимо начинать с дошкольного возраста, чтобы упростить начальный этап школьного обучения и создать плодотворную почву математического и интеллектуального развития личности.
Математические способности являются особенностью умственного развития организма. Если ребенок дошкольного возраста находится на высоком уровне своего интеллектуального развития, то формирование математических способностей в разы упрощается.
Рисунок 1. Математическое развитие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Математические способности имеют творческий аспект т.е. они не только отражают умение логически мыслить, выдвигать рациональные суждения и доказательства, но и находить нестандартные решения различных проблем, действовать креативно в обыденных ситуациях.
Развитие математических способностей в дошкольном возрасте предполагает формирование их следующих составных компонентов:
- Способность к обобщению математических данных. Здесь имеется в виду умение выделять суть того или иного явления, события, его главные параметры, отвлекаться от несущественного, неважного;
- Способности логического мышления. Здесь имеются в виду навыки последовательного рассуждения, точных высказываний, формулирование своих мыслей и аргументирование своей точки зрения;
- Способности сокращения своей мыслительной деятельности – умение мыслить свернуто и слаженно;
- Способность к обратимости мыслительной деятельности. В данном случае, предполагается умение менять ход мыслительного процесса, начинать рассуждения в ином направлении, обратном порядке;
- Способности свободного переключения мысли. Они предполагают переключение мыслей, смена одной мысли на другую в краткий временной промежуток, смена интеллектуальных операций и развитость гибкого мышления;
- Способности пространственного восприятия. Они отражают владение понятиями форм, размеров, величин объектов т.е. элементарными геометрическими представлениями;
- Способности к формализации математических данных. Они отражают навыки отделения формы от содержания, абстракции количественных величин;
- Математическая память. Она связана с хранением и практическим использованием различных математических данных, логических схем действий, знание формализованных структур.
Развитие математических способностей предполагает формирование каждого из данных компонентов. Их активное и своевременное развитие происходит благодаря формированию логического мышления. Конечно, оно является природным задатком. Его развитие, во многом, зависит от заложенных природой параметров. Однако, в развитии навыков анализа, синтеза, обобщения и конкретизации можно достичь определенной положительной динамики, независимо от параметров интеллектуального развития, заложенных природой.
Развитие логического мышления дошкольников
Логическое мышление – это разновидность мыслительной деятельности, связанная с оперированием логическими понятиями, навыками рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения.
Логическое мышление является залогом математического развития ребенка. Он может не владеть полным объемом математической информации, не уметь считать, совершать вычислительные операции, но, если он обладает навыками логического мышления, то постижение математической науки и ее законов.
Логику нужно активно развивать. Если логическому мышлению не уделять должного внимания в образовательном процессе ДОУ, то его формирование останется у ребенка на том уроне, который заложен в нем с рождения. При том, что логическое мышление восприимчиво к внешнему воздействию и активно развивается в результате него.
Логическое мышление дошкольников формируется посредством включения в образовательную программу логических задач. Они носят занимательный характер и имеют математическое содержание.
Логические задачи используются в игровой форме. В него закладываются элементы проблемности, которые побуждают к творческому поиску и формируют познавательную заинтересованность дошкольника.
Рисунок 2. Логико-математические игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Игровая деятельность формирует у детей не только навыки анализировать, сопоставлять, сравнивать, аргументировать, но и активно воздействует на волевую сферу организма, развивает память, внимание, включает воображение, формирует пространственную координацию и точность деятельности.
Таким образом, логическое мышление требует активного развития на этапе дошкольного обучения. Если уделить его формированию должного внимания, то проблем с познанием математической науки, на начальном этапе школьного обучения, точно не будет.
Особенности организации математических занятий дошкольников
Формирование математических способностей, развитие логики осуществляется в образовательном процессе ДОУ в двух направлениях деятельности:
- Специально организованные математические занятия. Они проводятся раз в неделю и охватывают временной период от 15 минут в младшей группе до 30-40 минут в подготовительной.
- Включение математического компонента в иные виды деятельности дошкольников. Математические понятия могут быть усвоены в ходе режимных моментов, во время игровой, трудовой, творческой деятельности детей. Все в мире функционирует по законам математики. Потому, можно легко познавать эту науку в повседневной жизнедеятельности.
На занятиях по математике работа организуется в индивидуальной или групповой форме. Также, могут быть организованы задания для всего коллектива.
Групповые формы работы являются одним из самых продуктивных вариантов организации математического обучения детей. Они позволяют объединить детей со сходным уровнем интеллектуального развития, логическим мышлением и подбирать для них задания оптимальной сложности. Работа в команде объединяет детей, мотивирует их к деятельности, достижению единой цели.
При организации математических занятий необходимо соблюдать ряд условий:
- Рациональность нагрузки. Необходимо выбирать темп работы и задания, отвечающие возрастным особенностям развития дошкольников.
- Проведение занятий в игровой форме.
- Чередование интеллектуальной работы с отдыхом (физкультминутки, дыхательная гимнастика и т.д.)
- Мотивация к деятельности в начале занятия. Для этого, могут быть использованы стишки, сказки, песни, загадки и иной материал, позволяющий расслабить детей и сформировать у них интерес к математической деятельности.