Коррекционная педагогика – это педагогическая дисциплина, которая изучает проблемы и разрабатывает методики воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.
Теоретические основы зарубежной коррекционной педагогики и психологии
В становлении коррекционной педагогики и психологии на Западе можно выделить несколько исторических периодов:
- Древний мир характеризуется непринятием в социальную среду людей, имеющих какие-то дефекты в своем развитии. Древняя Спарта, Древний Рим отмечаются в философских трактатах ученых, как периоды, когда любые физические отклонения в развитии человека воспринимались людьми остро и негативно. Таким людям не просто не отводилось места в социальной среде, люди не допускали возможности их существования. Иными словами, люди, имеющие любые отклонения в своем развитии, уничтожались. При этом, древние мыслители и философы стремились оправдать такое отношение к детям с особенностями в развитии, как экономическими факторами, так и евгеническими параметрами. Ученые считали, что люди, которые имеют какие-то дефекты будут не способны принести социальной среде должного эффекта, а соответственно, их не примут в социум, что осложнит их, и без того, непростое, существование. Поэтому, уничтожение дефективных детей считалось благим направлением деятельности.
- Средневековая Европа и эпоха Возрождения. Средневековая Европа характеризуется тем, что людей с физическими и психическими отклонениями считали «злым духом», «спутниками дьявола» и т.д. Таких людей, по-прежнему, уничтожали. Более того, их специально отыскивали службы инквизиции. Эпоха Возрождения открыла новый этап отношения общества и ученых к психически больным гражданам. Поскольку, это период расцвета всех сфер науки, то в области медицины, педагогики и психологии начинают развиваться новые научные исследования и теории, затрагивающие развитие, его специфику, душевный мир людей с разнообразными психическими отклонениями. Ученые стремятся найти в этих людях что-то хорошее, что даст толчок к их принятию социум, а также возможности принесения ими пользы социальной среде. Я. Коменским впервые были проведены педагогические исследования в области умственного развития детей, особенностей их поведения и возможностей обучения детей любого уровня интеллектуального развития, наличия психических и физических отклонений. Коменский считал, что воспитание и обучение необходимо каждому ребенку. Именно они позволят устранить или сгладить, имеющиеся дефекты в развитии. В Испании и Англии были открыты первые школы для глухих, а в 1670 году Франция открыла первую школу, в которой обучали слепых детей.
- Вторая половина XIX и начало XX веков. В это время происходит активное научное изучение слабоумия. Психиатрия уделяла огромное внимание исследованиям разнородных интеллектуальных отклонений: сильной степени проявления умственной отсталости и легких форм интеллектуальной недоразвитости. В этот период, по всей Европе было открыто множество коррекционных учебных заведений. Начало развиваться медико-педагогическое направление деятельности, ориентированное на работу с детьми, имеющими умственные нарушения в развитии. Коррекционная работа велась по направлениям: диагностики – выявления граждан с нарушениями в развитии; лечения, воспитания и обучения детей с различными физическими и умственными дефектами развития; непринятие – общественное призрение граждан с особенностями развития. Последняя тенденция, по-прежнему, сохранялась, но не была сильно развитой.
- XX век. В это время происходит переход на гуманистическую ориентацию в обучении и воспитании. Исследователями рассматриваются вопросы дифференциации содержания образования, исходя из особенностей психического, интеллектуального и физического развития ребенка. Мария Монтессори – итальянский педагог впервые создала учебное учреждение для умственно отсталых детей, основанную на сенсорном воспитании детей с умственными отклонениями, а также расширенной программой развития моторных функций организма. Педагогика Монтессори опиралась на теории медицины, антропологии и психологии. В это время, также, происходит разработка системы диагностирования степени развития умственных отклонений, с целью разработки более эффективных методик и подходов дифференцированного обучения.
Этапы становления отечественной дефектологии
Что касается становления коррекционной педагогики и психологии в России, то ее история весьмаобширна и интересна. В ней можно выделить следующие основные этапы:
- Древняя Русь. В этот временной период происходит принятие Христианства, что наложило отпечаток на развитие общества. в это время преобладала гуманистическая направленность деятельности социальной среды и государства по отношению к гражданам с различными отклонениями в развитии. При церквях и монастырях создавались специальные приюты для калек и слабоумных людей.
- Средневековье. В этот период, отношение к людям с ограниченными возможностями было двояким. По-прежнему церквями оказывалась поддержка слабоумным. Но, если их количество росло, то церкви оказывались неспособными к содержанию такого количества душевнобольных, тогда их количество стремились сократить различными методами: уничтожение, открытие домов презрения, богадельней.
- XVIII – XX века. Это время расцвета и активного развития коррекционной педагогики. Оно связано с именем императрицы Екатерины II, которая открыла по всей стране благотворительные заведения и лечебные центры, ориентированные на оказание медицинской, социальной, психологической и педагогической помощи гражданам с различными особенностями развития. Особенно активно дефектология начала развиваться в конце XIX века. Ученые исследовали вопросы развития умственно отсталых детей и рассматривали возможности их обучения и воспитания. Первые коррекционные учебные заведения России были открыты под руководством Е. Грачевой. Ею был создан труд, в котором давались рекомендации по педагогическому взаимодействию с умственно отсталыми детьми. Всеволодом Кащенко была написана книга «Педагогическая коррекция», которая служит методическим пособием современного педагога-дефектолога. Под его руководством был создан санаторий для детей с отклонениями в развитии, который в последствии стал Институтом коррекционной педагогики. Как и в Европе, в России занимались разработкой диагностических методов исследования способностей детей и степени развития их отклонений. Основные задачи и направления деятельности коррекционной педагогики были сформулированы Л. С. Выготским. Он установил связь между методами коррекционного воспитания и обучения и методами социального воспитания, чтобы связать педагогику и дефектологию.