Дружеские взаимоотношения дошкольников – это отношения, основанные на взаимной симпатии, общих интересах и увлечениях детей.
Рисунок 1. Развитие дружеских взаимоотношений у детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Они формируются на основании избирательных связей дошкольников, основанных на, имеющихся у них, представлениях о дружбе и привязанности, сопереживании, уважении и доверии.
Дружеские взаимоотношения имеют свою специфику формирования на разных возрастных этапах развития ребенка. Это обусловлено развитием психических процессов и социальным становлением личности дошкольника.
Особенности организации дружеских отношений старших дошкольников
Старший дошкольный возраст специфичен тем, что в этот период у ребенка зарождаются уже реальные дружеские связи и отношения. Привязанность приобретает иной характер. Детей объединяют общие интересы, увлечения, мотивы деятельности. Так, можно выделить ряд особенностей построения дружеских отношений старших дошкольников:
- Развитие дружбы происходит посредством объединения дошкольников в группы. Как правило, дети дружат по 3-4 человека. Очень редко объединяются двое для установления дружеского взаимодействия. Если такое и происходит, то в последствии, как правило, присоединяется кто-то еще к сложившемуся дуэту.
- Постоянство общения и социального взаимодействия детей, развитие дружеской привязанности.
- Мотивами построения дружеского взаимодействия становятся поступки детей, их желания и стремления, отношение к конкретной личности и другим детям.
- Моральные свойства личности играют важную роль в формировании дружеских связей старших дошкольников.
- Стремление к осознанию понимания и значения дружеских отношений.
- Рост количество друзей и объединений старших дошкольников, их устойчивости и временной продолжительности.
- Взаимодействие старших дошкольников определяет значимость партнера по нему в оценке себя и своих действий, прислушиванию к мнению, учете точки зрения.
- Ограниченность дружеских связей у представителей разных полов. Старшие дошкольника стремятся найти себя в друзья сверстника той же гендерной принадлежности.
- Мотивы выбора дружеского партнера базируются на эмоциональном аспекте личности, ее эмоциональном восприятии, потребностях и ассоциациях. Это придает построению дружеских связей не полностью осознанный характер.
- Фактор сходства – как основа установления дружеского взаимодействия старших дошкольников. Данный фактор вызывает развитие дружбы у детей, живущих рядом или же у тех, чьи мамы или папы дружат, посещают один кружок. Данный фактор способен побеждать оценку личностных качеств партнера по общению в течение длительного времени.
Создание педагогических условий в ДОУ для развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников
В современной педагогической практике деятельности ДОУ акцентируется внимание на формирование основ дружеского взаимодействия детского коллектива. Это необходимо для социального развития детей, формирования их личностных качеств и выработки ориентиров деятельности.
Для мотивации детей к установлению дружеских связей, удовлетворения потребностей старших дошкольников в общении и взаимодействии требуется создание оптимальных условий, способствующих благоприятному положению каждого воспитанника в группе сверстников, удовлетворению его эмоциональных потребностей и интересов.
В педагогической среде ДОУ должны быть созданы специальные условия, оптимизирующие взаимоотношения детей. Такими условиями являются:
- Организация специальных ситуаций, ориентированных на формирование доброжелательности сверстников. Такие ситуации формируются в ходе игровой деятельности дошкольников, а также в ходе различных режимных моментов, на прогулке, в обучении. Они помогают привить детям вкус жизни, вкус дружбы и сформировать правильное восприятие дружеских отношений, сформировать основы радости общения и социального взаимодействия между детьми.
- Игровая деятельность. Она помогает пережить детям разные жизненные ситуации. Переживаемые ситуации в воображаемом мире отличаются нереальностью. При этом чувства, которые испытывают дети в ходе их проигрывания, оказываются реальными. Игровые ситуации учат детей сотрудничать с гражданами разных возрастов, выражать сострадание и сочувствие, оценивать свое поведение и контролировать свои эмоции и поступки, что вырабатывает основы самоконтроля личности.
- Чтение художественной литературы. Роль слова в старшем дошкольном возрасте возрастает и приобретает иную направленность. Поэтому на учебных занятиях, а также вне их необходимо читать детям сказки и иную литературу, в которой описываются различные ситуации поведения и взаимодействия героев. Кроме того, эпизоды сказок, содержащие моральный компонент необходимо периодически вспоминать, использовать в сюжетно-ролевых играх и театральных постановках.
- Проведение групповых бесед на тему дружеского взаимодействия. Такие беседы помогают детям понять важность и значимость установления положительных взаимоотношений с коллективом сверстников и иными людьми.
- Организация коллективного рисования и иной творческой работы. Ставится цель, которую необходимо достигнуть совместными усилиями всей группы старших дошкольников. Дети могут рисовать рисунок, передавая его по кругу –каждый дорисовывает недостающие детали или конструировать что-либо.
- Изучение пословиц и поговорок о дружбе. Дети учат пословицы и поговорки, стихи о дружбе и периодически их повторяют.
- Организация совместной трудовой работы дошкольников. Она объединяет детей, учит действовать сообща, учитывать интересы и возможности друг друга, подстраивать свой темп работы и ее качества под коллективные возможности.
Ведущая роль в развитии дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста принадлежит воспитателю. Ему необходимо создать для этого необходимые условия, демонстрировать личный пример доброжелательного отношения со всеми детьми и взрослыми, выявить особенности коммуникативного развития каждого ребенка и применять методы коррекции поведения старших дошкольников.