Текущие тенденции развития дошкольной педагогики
Современная дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, определяющая порядок оптимальной организации обучения и воспитания маленьких детей с учетом современных требований социально-экономического развития общества.
Развитие дошкольной педагогики, как и любой научной отрасли, напрямую связана с этапом общественного развития, его динамикой и тенденциями. Наука не может развиваться в отрыве от общества и его тенденций.
В этой связи, основными направлениями развития дошкольной педагогики на современной этапе являются следующие:
- Педагогика развития. Это направление основано на переносе акцента на развивающее обучение и воспитание дошкольников. Обучение не должно носить характер обыденности и простого усвоения теоретической информации. Детей необходимо знакомить с культурными ценностями, развивать их творческий потенциал и помогать его практической реализации. Ребенок развивается и, вместе с тем, порождает новые формы культуры. Процесс обучения предполагает опору на междисциплинарный подход и создание позитивной атмосферы, помогающей обучаться и развиваться. Дошкольное образование осуществляется на основе программы развития, ориентированной на культурное познание и усвоение культуры общения, поведения и деятельности, привитие эстетических качеств личности. Воспитание личности предполагает необходимость ее включения в коллектив и взаимодействия с ним. Это открывает возможности разрешения проблем противопоставления личности общественной среде.
- Педагогика личностно-ориентированного развития. Данное направление предполагает постановку личности, ее потребностей и интересов во главу процесса обучения. Для этого обучение строится на базе индивидуального подхода. Нельзя ориентироваться на некий стандарт, который должен быть достигнуть. Каждый ребенок уникален, имеет специфические особенности развития, навыки, способности и возможности. Также, в учет берется возрастная динамика развития дошкольников. Каждый этап возрастного развития характеризуется различными способностями и возможностями восприятия и усвоения информации. Ребенок становится субъектом развития. Его личность необходимо уважать и ценить. Обучение должно исключить авторитарность, а строиться на основе партнерства и сотрудничества.
- Гуманитарная педагогика. В этом направлении самоценность детства является приоритетом в развитии ребенка. Детство является ступенью, посредством прохождения которой ребенок вступает в мир культуры. Учебно-воспитательный процесс основывается на развитии активности личности ребенка, освоении навыков самостоятельности, выполнении самостоятельных действий в обучении и трудовой деятельности. Происходит совместное действие гуманитарного, культурологического, субъектного подхода, выступающего механизмом освоения ребенком культурного опыта на дошкольном этапе развития.
- Семья признается основным социальным институтом, необходимым для развития ребенка. Семейное воспитание признается фундаментом, на котором строится личностное становление, развитие основных ее качеств и реализации творческого потенциала.
- Личность педагога в настоящее время выступает основой организации качественного обучения и воспитания. К ней предъявляются более жесткие требования. Педагоги должны непрерывно совершенствовать свои навыки и способности, свою квалификацию и уровень профессионализма. Поэтому в государстве создаются возможности для непрерывного обучения и развития педагогов, их личностного роста. Политика в сфере образования внедряет программы обучения педагогов, курсы и стажировки, вечернее обучение, вводятся стимулирующие выплаты педагогам, занимающимся самообразованием, посещающим курсы и участвующими в программах дополнительного обучения, повышения квалификации.
Современные проблемы развития дошкольной педагогики
В настоящее время перед педагогикой ставится большой круг задач, связанных с воспитание и развитием подрастающего поколения. Дошкольная педагогика активно развивается, чтобы соответствовать текущим реалиям социального развития. Разрабатывается множество концепций и подходов к организации учебно-воспитательного процесса дошкольников. Это приводит к возникновению новых проблем в развитии научной отрасли.
На современном этапе дошкольная педагогика сталкивается со следующими проблемами развития:
- Разработка новых программ обучения усложняет процесс их проверки и создает сложности в выборе оптимальной программы.
- Концепции построения сотруднических взаимоотношений между педагогами и учащими развивают проблему установления личностно-ориентированного взаимодействия. Сложности связаны с отсутствием средств, приемов, технологического обеспечения для построения сотруднических взаимоотношений.
- В настоящее время не имеется профессиональных навыков для отбора и применения разнообразных проверочных методик и средств.
- Педагогика развития требует осведомленности педагогов о знаниях учащихся, их способностях и навыков на каждом возрастном этапе развития. К сожалению, педагоги не обладают достаточной осведомленностью в этой сфере.
- В сфере дошкольного обучения внедряется психологическая служба, чтобы обеспечить нормальное, полноценное, психологически стабильное развитие, сгладить процессы социализации, установить контакты между педагогами и учащимися, построить сотруднические взаимоотношения. Однако, работа этой службы оказывается малоэффективной из-за недостаточной компетентности специалистов.
- Проблема преемственности дошкольного образования с семейным и школьным.
- Отсутствие единого подхода в обучении в семье и дошкольной организации, сложности в построении сотруднических взаимоотношений с семьями детей.
- Разновидности творческой деятельности в обучении, способы ее практического воплощения и условия реализации нуждаются в оптимальном обосновании.