Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие активной речи у детей раннего возраста

Определение 1

Активная речь – это форма речевого взаимодействия, характеризующаяся произношением слов и фраз или звуков, ориентированных на обращение к другим людям, построение с ними взаимодействия.

Активная речь начинает формироваться с раннего возраста. Дети учатся говорить, высказывать свои мысли, воспринимать речь окружающих и отвечать на нее.

Что касается раннего возраста, то речевое развитие этого периода имеет свои особенности.

Развитие речи ребенка раннего возраста осуществляется по двум направлениям:

  1. Развитие и совершенствование понимания речи.
  2. Формирование собственного речевого произношения – становление активной речи.

Этапы развития речи ребенка раннего возраста

Речь ребенка начинает свое формирование с момента произнесения им первого слова. Это может произойти на первом, а может и на втором году жизни. Все индивидуально.

Активная речь развивается в ходе общения ребенка со взрослым. Именно речь взрослого, его общение с ребенком мотивирует его к говорению. У ребенка постепенно вырабатывается потребность в речевом взаимодействии. Ребенок желает «говорить как взрослый», а главное выражать свои потребности и желания, добиваться понимания взрослого.

В развитии активной речи ребенка раннего возраста можно выделить два этапа.

Первый этап начинается с момента перехода звуков в конкретные раздражители, имеющие значение. Происходит установление зависимостей между словами, речью, которую слышит ребенок и раздражителем. Ребенок устанавливает связи с объектами, их свойствами и действиями с ними. Слово выступает раздражителем, побуждающим к действию. Если ребенку говорить: «дай», «возьми», «положи» и т.д., то постепенно он будет выполнять соответствующее действие на комментарий. При этом, речевое развитие этого периода (проходящего примерно с 1 до 2,5 лет) характеризуется медленными темпами т.е. ребенок начинает реагировать на раздражители не сразу. Ему требуется многократное повторение действий, сопровождаемых комментариями. Также, запоминание объектов и действий с ними может носить направленность на конкретный объект т.е. изменение объекта, лишение его каких-то признаков приводит к тому, что ребенок не реагирует на раздражитель. Ребенок усваивает мало слов и не всегда и не все использует в своей речи. Он может произносить всего пару слов, владея при этом 50-100 словами. В этот период речь имеет автономный характер т.е. она может быть не похожа на речь взрослого и непонятна ему.

«Развитие активной речи у детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Второй этап развития активной речи начинается с двухлетнего возраста. Происходят кардинальные изменения речевой деятельности, обусловленные формированием психических процессов и развитием мышления ребенка. Начинается становление речевых рефлексов, формируемых на основе приобретенных условных связей. Ребенок активно реагирует на раздражители и, даже, начинает формировать ответные реакции на них в словесной форме. Постепенно происходит развитие навыков произношения не отдельных слов, а их сочетаний. Формируются целостные предложения и речь приобретает активный характер. Ребенок стремиться дать словесное объяснение всему, что он видит, что его интересует.

Методы развития активной речи детей раннего возраста

Формирование активной речи у детей раннего возраста является необходимостью. Это обусловлено сензитивным периодом речевого развития ребенка и активным ростом числа речевых патологий в современном обществе. Это требует использования разнообразных методов и приемов активизации речевой работы ребенка раннего возраста.

Стимулирование активной речи ребенка раннего возраста реализуется посредством применения следующих методов:

  1. Наглядные методы. Они связаны с демонстрацией живых объектов, их действиями, наблюдением за процессами и явлениями окружающего мира.
  2. Словесные методы. Они связаны с чтением детской литературы, произношением стишков, потешек, сказок, рассказов.
  3. Практические методы. Как правило, они включают в себя игровую деятельность. Могут быть организованы специальные занятия по развитию речи, но в данный возрастной период они не имеют активного воздействия. Поэтому, применение находят дидактические игры.
  4. Народный фольклор. Именно устное народное творчество оказывает активное воздействие на становление активной речи ребенка. Колыбельные, потешки, стишки увлекают ребенка и направляют его внимание на речь взрослого. Кроме того, они стимулируют работу мыслительных процессов, что активизирует речевое развитие.
  5. Звукоподражание. Это специальный прием, ориентированный на активизацию речевой работы ребенка. Даются звуки и их сочетания, отражающие действия объектов, звуки животных: ку-ка-ре-ку, гав-гав, чух-чух, топ-топ.
  6. Упражнения на развитие речевого дыхания. Они необходимы для того, чтобы выработать основы правильного произношения. Детям даются упражнения на сдувание и задувание чего-либо, совершение ритмичных вдохов-выдохов.
  7. Упражнения на развитие моторных функций организма. Моторика стимулирует речевое развитие. Используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, художественное творчество-лепка, рисование пальцами.
  8. Пескотерапия. Это инновационный метод, применяемый в развитии ребенка. Игры с песком способствуют развитию моторных функций организма, что стимулирует речь, помогает сформировать основы связного высказывания.

Игры и занятия для развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Игры и занятия для развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование потребности в общении ребенка раннего возраста

Потребность в общении является основой становления активной речи. Общение побуждает к произношению, а также способствует общему психическому развитию. Поэтому, выработка потребности в общении является необходимым условием становления активной речи ребенка раннего возраста.

Потребность ребенка в общении формируется по следующим направлениям:

  1. Потребность во внимании и доброжелательности.
  2. Потребность во взрослом: его внимании, соучастии, помощи и поддержке.
  3. Потребность в уважении.
  4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании.
Дата последнего обновления статьи: 30.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot