Активная речь – это форма речевого взаимодействия, характеризующаяся произношением слов и фраз или звуков, ориентированных на обращение к другим людям, построение с ними взаимодействия.
Активная речь начинает формироваться с раннего возраста. Дети учатся говорить, высказывать свои мысли, воспринимать речь окружающих и отвечать на нее.
Что касается раннего возраста, то речевое развитие этого периода имеет свои особенности.
Развитие речи ребенка раннего возраста осуществляется по двум направлениям:
- Развитие и совершенствование понимания речи.
- Формирование собственного речевого произношения – становление активной речи.
Этапы развития речи ребенка раннего возраста
Речь ребенка начинает свое формирование с момента произнесения им первого слова. Это может произойти на первом, а может и на втором году жизни. Все индивидуально.
Активная речь развивается в ходе общения ребенка со взрослым. Именно речь взрослого, его общение с ребенком мотивирует его к говорению. У ребенка постепенно вырабатывается потребность в речевом взаимодействии. Ребенок желает «говорить как взрослый», а главное выражать свои потребности и желания, добиваться понимания взрослого.
В развитии активной речи ребенка раннего возраста можно выделить два этапа.
Первый этап начинается с момента перехода звуков в конкретные раздражители, имеющие значение. Происходит установление зависимостей между словами, речью, которую слышит ребенок и раздражителем. Ребенок устанавливает связи с объектами, их свойствами и действиями с ними. Слово выступает раздражителем, побуждающим к действию. Если ребенку говорить: «дай», «возьми», «положи» и т.д., то постепенно он будет выполнять соответствующее действие на комментарий. При этом, речевое развитие этого периода (проходящего примерно с 1 до 2,5 лет) характеризуется медленными темпами т.е. ребенок начинает реагировать на раздражители не сразу. Ему требуется многократное повторение действий, сопровождаемых комментариями. Также, запоминание объектов и действий с ними может носить направленность на конкретный объект т.е. изменение объекта, лишение его каких-то признаков приводит к тому, что ребенок не реагирует на раздражитель. Ребенок усваивает мало слов и не всегда и не все использует в своей речи. Он может произносить всего пару слов, владея при этом 50-100 словами. В этот период речь имеет автономный характер т.е. она может быть не похожа на речь взрослого и непонятна ему.
Второй этап развития активной речи начинается с двухлетнего возраста. Происходят кардинальные изменения речевой деятельности, обусловленные формированием психических процессов и развитием мышления ребенка. Начинается становление речевых рефлексов, формируемых на основе приобретенных условных связей. Ребенок активно реагирует на раздражители и, даже, начинает формировать ответные реакции на них в словесной форме. Постепенно происходит развитие навыков произношения не отдельных слов, а их сочетаний. Формируются целостные предложения и речь приобретает активный характер. Ребенок стремиться дать словесное объяснение всему, что он видит, что его интересует.
Методы развития активной речи детей раннего возраста
Формирование активной речи у детей раннего возраста является необходимостью. Это обусловлено сензитивным периодом речевого развития ребенка и активным ростом числа речевых патологий в современном обществе. Это требует использования разнообразных методов и приемов активизации речевой работы ребенка раннего возраста.
Стимулирование активной речи ребенка раннего возраста реализуется посредством применения следующих методов:
- Наглядные методы. Они связаны с демонстрацией живых объектов, их действиями, наблюдением за процессами и явлениями окружающего мира.
- Словесные методы. Они связаны с чтением детской литературы, произношением стишков, потешек, сказок, рассказов.
- Практические методы. Как правило, они включают в себя игровую деятельность. Могут быть организованы специальные занятия по развитию речи, но в данный возрастной период они не имеют активного воздействия. Поэтому, применение находят дидактические игры.
- Народный фольклор. Именно устное народное творчество оказывает активное воздействие на становление активной речи ребенка. Колыбельные, потешки, стишки увлекают ребенка и направляют его внимание на речь взрослого. Кроме того, они стимулируют работу мыслительных процессов, что активизирует речевое развитие.
- Звукоподражание. Это специальный прием, ориентированный на активизацию речевой работы ребенка. Даются звуки и их сочетания, отражающие действия объектов, звуки животных: ку-ка-ре-ку, гав-гав, чух-чух, топ-топ.
- Упражнения на развитие речевого дыхания. Они необходимы для того, чтобы выработать основы правильного произношения. Детям даются упражнения на сдувание и задувание чего-либо, совершение ритмичных вдохов-выдохов.
- Упражнения на развитие моторных функций организма. Моторика стимулирует речевое развитие. Используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, художественное творчество-лепка, рисование пальцами.
- Пескотерапия. Это инновационный метод, применяемый в развитии ребенка. Игры с песком способствуют развитию моторных функций организма, что стимулирует речь, помогает сформировать основы связного высказывания.
Рисунок 1. Игры и занятия для развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формирование потребности в общении ребенка раннего возраста
Потребность в общении является основой становления активной речи. Общение побуждает к произношению, а также способствует общему психическому развитию. Поэтому, выработка потребности в общении является необходимым условием становления активной речи ребенка раннего возраста.
Потребность ребенка в общении формируется по следующим направлениям:
- Потребность во внимании и доброжелательности.
- Потребность во взрослом: его внимании, соучастии, помощи и поддержке.
- Потребность в уважении.
- Потребность во взаимопонимании и сопереживании.