Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разнообразие трактовок воспитания в педагогической науке

Определение 1

Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность, ориентированный на физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, духовное развитие индивида, усвоение им опыта деятельности предыдущих поколений.

Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процесс воспитания заключается, прежде всего, в социализации личности и передаче опыта от старшего поколения к младшему. Он является ведущим компонентом педагогической науки, исследованию которого посвящено множество трудов, разработано множество теорий и концепций воспитания. Однако, существует множество идей и трактовок понимания воспитания.

Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гуманистические идеи воспитания

Определение 2

Гуманистическое воспитание – это целенаправленный процесс развития у личности гуманистических качеств, которые позволяют индивиду жить и взаимодействовать в социальном пространстве.

В основе гуманистического воспитания заложено приоритетное значение человеческой личности. она рассматривается, как ведущая ценность и главный воспитательный потенциал заложен в ее природных задатках.

Идеи гуманистического воспитания связаны с тем, что человек становится центром научной картины мира. Его развитие лежит в основе воспитания. Он приобретает статус субъекта воспитательного процесса, а не объекта, которым он был раньше.

«Разнообразие трактовок воспитания в педагогической науке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными закономерностями гуманистического воспитания выступают следующие:

  1. Воспитание предопределено культурой социальной среды.
  2. Воспитание неотделимо от обучения. Эти процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и едино ориентированы.
  3. Воспитание имеет определяющее значение в развитии ребенка, нежели образование.
  4. Воспитание предполагает развитие потребности и стремления к самовоспитанию.
  5. Итоги воспитания, его продуктивность определяются гармоничными связями всех его компонентов: целевым назначением, содержанием, методами, средствами реализации, потребностями воспитанниками и квалификацией воспитателя.

В основе гуманистических идей воспитания, заложена теория потребностей Маслоу. Он утверждает, что развитие человека, воспитание в нем гуманистических качеств основывается на удовлетворении его фундаментальных потребностей, а также метапотребностей:

  1. Потребность в правде;
  2. Потребность в красоте;
  3. Потребность в справедливости;
  4. Потребность в совершенстве;
  5. Потребность в порядке.

В ходе воспитания, необходимо создать все условия для осознания ребенком этих потребностей, превращение их во внутренние ценности.

Гуманистическое воспитание требует гуманного отношения к личности воспитанника, уважение его потребностей, прав и свобод, предъявление к нему только тех требований, которые посильны для него и вызывают у него положительные эмоции, а также способствуют его развитию, принятие мнение воспитанника, уважительное отношение к его природным особенностям и возможностям, отказ от насильственных мер воспитания.

Технологический подход к воспитанию

Определение 3

Педагогическая технология – это последовательное практическое воплощение в учебно-воспитательной работе заранее разработанного плана.

Технологическое воспитание возникло в 60-е годы XX столетия. Оно основывается на идее возможности реализации воспитания по заранее разработанному четкому плану.

Использование педагогических технологий в воспитании позволяет:

  1. Спроектировать гибкую и динамичную структуру воспитательного процесса;
  2. Создать условия для внесения в воспитательный процесс поправок на любом его этапе;
  3. Создать условия для поэтапного внедрения педагогических технологий;
  4. Реализовать цели и задачи воспитания;
  5. Разработать множество разнообразных технологий воспитания, актуальных для применения на различных его стадиях;
  6. Иметь обратную связь и контролировать итоги воспитательной деятельности.

Технологический подход к воспитанию рассматривает это процесс, как сложную организованную деятельность, включающую взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников, ориентированную на достижение конкретных целей, реализуемых специальными методами и приемами.

Трактовки воспитания в современных педагогических исследованиях

Изменения в понимании воспитания произошли относительно недавно. Вообще процесс воспитания, отражает. Прежде всего, процессы социально-экономического развития общества. Поэтому, воспитание не может быть постоянно идентичным процессом. Оно отражает требования общества, социальный заказ к образовательной сфере, требующий привитие ребенку определенных качеств и навыков, создание гражданина, наделенного конкретными нравственными свойствами и, обладающего культурными принципами поведения.

Современное общество имеет множество теорий и концепций воспитания. Рассмотри ряд интересных трактовок воспитания:

  • Взгляд на воспитание немецкого ученого О. Рюле. Им рассматривается воспитание, как совокупность разновекторного воздействия окружающего пространства: неосознанного и сознательного, стихийного и планируемого. Он считает, что процесс воспитания связан не только с целенаправленным воздействие на формирование личности, но и может быть стихийным итогом формирования у нее определенных качеств, под воздействием социального пространства.
  • Известные российские исследователи-педагоги М.И. Рожков и Л.В. Байбордова рассматривают процесс воспитания, как процесс социализации, в ходе которого индивиду создаются условия для его развития, усвоения социальных качеств и норм поведения. данная трактовка не отличает процессы воспитания и образования.
  • Взгляд Н.Е. Щурковой на отличие воспитания от образования, предполагает следующую трактовку воспитания: воспитание – это целенаправленный процесс введения ребенка в социокультурное пространство, приобретение навыков приобщения к культурным основам и ценностям существования, усвоение и воссоздание ее основ и созидание новых материальных и духовных ценностей.
  • А.С. Мудрик рассматривает процесс воспитание, как целенаправленный и осмысленный процесс формирования личности, включающей ее поэтапную социальную адаптацию и, формирующее условия для ее обособления, с применением форм и методов, отвечающих специфике образовательной организации, реализующей воспитание. Он считает, что воспитать можно любую личность – фанатика, религиозного последователя, преступника. Генный фактор, практически, не играет роли в развитии индивида. Все решается воспитанием.
  • Л. И.Новикова, В.А. Караковский отождествляют воспитание с управлением. Воспитание – это управление процессом становления и развития личности, сопровождающееся созданием для этого, необходимых условий. Взрослый приобщает ребенка к нормам и ценностям социальной среды, а ребенок откликается на его зов и усилия, отвечает ему и приспосабливается к социуму.
Дата последнего обновления статьи: 22.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot