Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность, ориентированный на физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, духовное развитие индивида, усвоение им опыта деятельности предыдущих поколений.
Рисунок 1. Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс воспитания заключается, прежде всего, в социализации личности и передаче опыта от старшего поколения к младшему. Он является ведущим компонентом педагогической науки, исследованию которого посвящено множество трудов, разработано множество теорий и концепций воспитания. Однако, существует множество идей и трактовок понимания воспитания.
Рисунок 2. Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гуманистические идеи воспитания
Гуманистическое воспитание – это целенаправленный процесс развития у личности гуманистических качеств, которые позволяют индивиду жить и взаимодействовать в социальном пространстве.
В основе гуманистического воспитания заложено приоритетное значение человеческой личности. она рассматривается, как ведущая ценность и главный воспитательный потенциал заложен в ее природных задатках.
Идеи гуманистического воспитания связаны с тем, что человек становится центром научной картины мира. Его развитие лежит в основе воспитания. Он приобретает статус субъекта воспитательного процесса, а не объекта, которым он был раньше.
Основными закономерностями гуманистического воспитания выступают следующие:
- Воспитание предопределено культурой социальной среды.
- Воспитание неотделимо от обучения. Эти процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и едино ориентированы.
- Воспитание имеет определяющее значение в развитии ребенка, нежели образование.
- Воспитание предполагает развитие потребности и стремления к самовоспитанию.
- Итоги воспитания, его продуктивность определяются гармоничными связями всех его компонентов: целевым назначением, содержанием, методами, средствами реализации, потребностями воспитанниками и квалификацией воспитателя.
В основе гуманистических идей воспитания, заложена теория потребностей Маслоу. Он утверждает, что развитие человека, воспитание в нем гуманистических качеств основывается на удовлетворении его фундаментальных потребностей, а также метапотребностей:
- Потребность в правде;
- Потребность в красоте;
- Потребность в справедливости;
- Потребность в совершенстве;
- Потребность в порядке.
В ходе воспитания, необходимо создать все условия для осознания ребенком этих потребностей, превращение их во внутренние ценности.
Гуманистическое воспитание требует гуманного отношения к личности воспитанника, уважение его потребностей, прав и свобод, предъявление к нему только тех требований, которые посильны для него и вызывают у него положительные эмоции, а также способствуют его развитию, принятие мнение воспитанника, уважительное отношение к его природным особенностям и возможностям, отказ от насильственных мер воспитания.
Технологический подход к воспитанию
Педагогическая технология – это последовательное практическое воплощение в учебно-воспитательной работе заранее разработанного плана.
Технологическое воспитание возникло в 60-е годы XX столетия. Оно основывается на идее возможности реализации воспитания по заранее разработанному четкому плану.
Использование педагогических технологий в воспитании позволяет:
- Спроектировать гибкую и динамичную структуру воспитательного процесса;
- Создать условия для внесения в воспитательный процесс поправок на любом его этапе;
- Создать условия для поэтапного внедрения педагогических технологий;
- Реализовать цели и задачи воспитания;
- Разработать множество разнообразных технологий воспитания, актуальных для применения на различных его стадиях;
- Иметь обратную связь и контролировать итоги воспитательной деятельности.
Технологический подход к воспитанию рассматривает это процесс, как сложную организованную деятельность, включающую взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников, ориентированную на достижение конкретных целей, реализуемых специальными методами и приемами.
Трактовки воспитания в современных педагогических исследованиях
Изменения в понимании воспитания произошли относительно недавно. Вообще процесс воспитания, отражает. Прежде всего, процессы социально-экономического развития общества. Поэтому, воспитание не может быть постоянно идентичным процессом. Оно отражает требования общества, социальный заказ к образовательной сфере, требующий привитие ребенку определенных качеств и навыков, создание гражданина, наделенного конкретными нравственными свойствами и, обладающего культурными принципами поведения.
Современное общество имеет множество теорий и концепций воспитания. Рассмотри ряд интересных трактовок воспитания:
- Взгляд на воспитание немецкого ученого О. Рюле. Им рассматривается воспитание, как совокупность разновекторного воздействия окружающего пространства: неосознанного и сознательного, стихийного и планируемого. Он считает, что процесс воспитания связан не только с целенаправленным воздействие на формирование личности, но и может быть стихийным итогом формирования у нее определенных качеств, под воздействием социального пространства.
- Известные российские исследователи-педагоги М.И. Рожков и Л.В. Байбордова рассматривают процесс воспитания, как процесс социализации, в ходе которого индивиду создаются условия для его развития, усвоения социальных качеств и норм поведения. данная трактовка не отличает процессы воспитания и образования.
- Взгляд Н.Е. Щурковой на отличие воспитания от образования, предполагает следующую трактовку воспитания: воспитание – это целенаправленный процесс введения ребенка в социокультурное пространство, приобретение навыков приобщения к культурным основам и ценностям существования, усвоение и воссоздание ее основ и созидание новых материальных и духовных ценностей.
- А.С. Мудрик рассматривает процесс воспитание, как целенаправленный и осмысленный процесс формирования личности, включающей ее поэтапную социальную адаптацию и, формирующее условия для ее обособления, с применением форм и методов, отвечающих специфике образовательной организации, реализующей воспитание. Он считает, что воспитать можно любую личность – фанатика, религиозного последователя, преступника. Генный фактор, практически, не играет роли в развитии индивида. Все решается воспитанием.
- Л. И.Новикова, В.А. Караковский отождествляют воспитание с управлением. Воспитание – это управление процессом становления и развития личности, сопровождающееся созданием для этого, необходимых условий. Взрослый приобщает ребенка к нормам и ценностям социальной среды, а ребенок откликается на его зов и усилия, отвечает ему и приспосабливается к социуму.