Речевые отклонения в развитии требуют своевременного выявления с целью повышения эффективности коррекционной работы по их устранению.
В этой связи существуют методики раннего выявления речевых нарушений, которые позволяют разработать систему профилактической работы и построить индивидуальный коррекционный маршрут на ранних этапах речевого развития ребенка.
Этапы раннего логопедического обследования
На ранних этапах логопедической диагностики речевого развития ребенка уделяется внимание развитию коммуникационных функций, которые реализуются вне речевого развития ребенка. Так, анализу подвергается когнитивное развитие ребенка – подражание, жесты, выражения лица, мимика. Анализ проводится в примерно годовалом возрасте. Он позволяет оценить реагирование ребенка на обращенную речь, оценить его адекватность, способность наблюдения за показываемыми действиями, отслеживания каких-то объектов.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста реализуется в течение нескольких этапов:
- Оценка прагматических аспектов коммуникации годовалого ребенка. На этом этапе происходит анализ понимания ребенком обращенной речи, развитие лепетной речи и степень ее сформированности, перехода к произнесению отдельных слогов и слов и произношения первых слов, пусть в упрощенной, искаженной форме. Здесь же оцениваются факторы, которые влияют на звуковую активность ребенка, на его речевое становление, а также навыки глотания и жевания, которые отражают развитость артикуляционного аппарата и его готовность к речевому произношению.
- Анализ семантического речевого развития. Он связан с пониманием ребенка речи окружающих и адекватного реагирования на обращенную речь. Анализ проводится на преддошкольном этапе развития ребенка, т.е. где-то с полутора до трех летнего возраста.
- Анализ диалогических навыков общения. Ребенок может еще не владеть словами приветствия и прощания, но умеет совершать кивки головой, жесты руками, отражающие положительную или отрицательную реакцию на вопросы, на приветствия.
- Анализ словарного запаса ребенка и его соответствия уровню развития мышления. Происходит исследование количество активного и пассивного словаря ребенка и использования невербальных средств общения.
- Связь речевого развития с иными параметрами развития ребенка раннего возраста. Оценка подлежит развитие моторных функций организма, формирование социальных навыков общения.
Логопедическое обследование предполагает разнообразные формы и методы работы. Задания, ориентированные на выявление уровня развития ребенка раннего возраста делятся на два блока:
- Исследование уровня развития неречевой деятельности. Здесь происходит изучение развития слуховых процессов, зрительного восприятия, развития моторики и иных психических функций организма.
- Исследование фонетической и фонематической стороны речи. Здесь происходит анализ уровня развития экспрессивной и импрессивной речи, оценивается фразовая речь и динамика ее состояния.
Характеристики благополучного развития речи ребенка раннего возраста
Отметим, что проведение ранней диагностики позволяет выявить наличие речевых патологий у ребенка и сформировать профилактические программы обучения, направленные на развитие речи ребенка.
Если логопедическое обследование демонстрирует следующие показатели, то уровень речевого развития ребенка раннего возраста является совершенно нормальным:
- Нормальное возрастное физическое развитие организма;
- Отсутствие неврологических патологий;
- Активное общение со своими близкими и наличие стеснения во взаимодействии с чужими людьми;
- Повторение речи – слов, фраз за взрослыми;
- Повторение демонстрируемых действий;
- При произношении отдельных слов и фраз происходит прислушивание к собственной речи и наблюдает стремление к коррекции ошибок.
При иных параметрах речевого развития, т.е. при наличии неврологических отклонений, нежелании повторять речь, проявлении безразличия к окружающему и не восприятию обращенной речи, говорят о том, что у ребенка наблюдаются речевые отклонения. Выявления их степени требует проведения дополнительной диагностики специальной направленности.
Условия проведения диагностики речевого развития детей раннего возраста
При проведении обследования уровня речевого развития ребенка раннего возраста следует соблюдать ряд условий:
- Вариативность форм работы. Задания должны быть разнообразными и интересными. Ребенок должен получить возможность выбора той деятельности, которая ему интересна, которая его привлекает. Это повысит продуктивность исследования.
- Ведение протокола обследования. Предполагается отражение всех фактов деятельности ребенка, всех его реакций, всех действий. Некоторые, даже незначительные моменты, иногда играют решающую роль в постановке диагноза.
- Анализ навыков детей выполнять действия по словесной инструкции. Ряд заданий должны быть обязательно построены именно в опоре на словесную инструкцию.
- Акцентирование внимания на работе рук ребенком: двумя руками он работает или одной, какой руке отдает приоритет, как часто использует ту или иную руку, одну или обе руки.
- Запись хода исследования на магнитофон или диктофон. Это позволяет зафиксировать все звуки, произнесенные ребенком, обратить внимание на его интонацию, выразительность и т.д.
- Анализ совершения действия с мелкими предметами. В работе обязательно используются мелкие предметы и совершаются с ними разнообразные манипуляции. Это позволяет оценить развитость моторных функций, реакций ребенка.
- Наличие эмоциональных всплесков при выполнении детьми заданий. Эмоциональные возгласы, слова, фразы отражают уровень развития эмоциональной сферы ребенка, оценить адекватность реагирования на внешние раздражители, речь.
- Соблюдение последовательности заданий диагностики. Первоначально используются задания для оценки развитости неречевой деятельности ребенка, затем, они дополняются разными вариациями речевых заданий, которые включаются в диагностику по мере их усложнения.