Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника
Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в процессе учебно-воспитательной деятельности и имеет целью развитие личности ребенка.
При работе учителей с родителями целесообразно сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия. То есть, обсуждение какой-то воспитательной проблемы на родительском собрании полезно продолжать при индивидуальных встречах с родителями и на групповых консультациях.
Главной задачей классного руководителя при работе с родителями является обеспечение единства требований к воспитанию учеников со стороны семьи и школы, создание нормальных условий для реализации воспитательной деятельности семьи.
Большую часть времени взаимодействия классного руководителя и семей детей занимает информирование родителей касательно успеваемости, поведения и общественно-полезном труде учеников. С этой целью раз в четверть проводят родительское собрание, на котором детально анализируют состояние успеваемости и дисциплину школьников, а также намечают мероприятия, направленные на улучшение работы семьи в этом направлении.
Важное звено в выстраивании воспитательной работы представляет взаимодействие педагога и родителей. Семья является естественной средой развития ребенка, в условиях которой закладываются основы личности. Какая бы сторона развития ребенка не рассматривалась, всегда решающая роль отводится семье, которая выполняет следующие функции:
- регулирует физическое и эмоциональное развитие;
- влияет на развитие психологического пола;
- влияет на умственное развитие;
- знакомит ребенка с социальными нормами;
- формирует ценностные ориентации;
- оказывает социальную поддержку.
Выполнение этих функций возможно благодаря благоприятному климату семейных отношений, режиму семейной жизни, содержанию деятельности, характерному для различных поколений членов семьи.
Педагог базируется на позитивном опыте семейного воспитания, распространяет его повсеместно, используется в процессе воспитательной деятельности, чтобы усилить положительные тенденции и нивелировать отрицательные. Первое и решающее условие положительного взаимодействия – доверительные отношения педагогов и родителей. Необходимо формировать у родителей интерес к воспитательному процессу, уверенность в собственных силах.
Доверие – главная цель педагогического общения с родителями. Он может быть достигнут через определенные методические приемы. В первую очередь, педагогу необходимо транслировать родителям положительный образ ребенка. Ежедневное общение внутри семьи часто не дает возможности замечать какие-либо стороны личности или не позволяет им проявляться. Педагог видит, как ребенок ведет себя в той или иной ситуации учебной или какой-либо другой деятельности, среди сверстников и может дать информацию об этом родителям. Нужно, чтобы родители смогли увидеть позитивное отношение педагога к ребенку, были уверены в том, что педагог действует в интересах ребенка.
Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Критерий классификации форм взаимодействия – количество родителей, которые включены во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом В соответствии с этим признаком формы подразделяют на:
- коллективные,
- групповые,
- индивидуальные.
Если форма работы является элементом организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они тесно взаимосвязаны, обуславливая друг друга и создавая такое диалектическое единство, что часто их трудно разделить.
К наиболее распространенным коллективным формам взаимодействия педагогов с родителями относят:
Родительское собрание – проводятся обычно два раза в год. Родители ознакомляются со школьными документами, направлениями и задачами работы. Данный тип взаимодействия эффективен только при условии, если на них не просто обсуждают успеваемость детей, но и освещают актуальные педагогические проблемы.
Тематику родительских собраний составляют классные руководители. Выделяют несколько типов родительских собраний:
- собрание-беседа на какую-либо воспитательную тему;
- собрание по обмену опытом воспитания детей в семье;
- собрание-консультация;
- собрание в формате круглого стола.
Родительский лекторий призван знакомить родителей с воспитательными вопросами и проблемами, повышать их педагогическую культуру, помогать выработать единый подход к воспитанию детей.
Вечер вопросов и ответов может проводиться после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают при воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Диспут – размышление по проблемам воспитания.
Встреча с администрацией школы и учителями, работающими в классе, дает возможность познакомить родителей со своими требованиями, выслушать их пожелания.
Наиболее важная форма взаимодействия – это работа учителей с родительским комитетом. Вместе они должны выработать способ реализации тех идей и решений, которые приняли на собрании. Классный руководитель с родительским комитетом формирует советы для организации работы, учитывая возможности и интересы родителей. Основное содержание работы классного руководителя предполагает тесное сотрудничество с родительским комитетом, работу по педагогическому просвещению родителей, привлечение родителей к помощи в организации праздничных мероприятий, дежурств по школе, организации спортивных соревнований и пр.