Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями
Дошкольный возраст является уникальным периодом во всестороннем развитии и становлении личности ребенка. Большое значение имеет правильно организованное экологическое воспитание, позволяющее заложить основы позитивного отношения к окружающей природе и миру. В дошкольном возрасте ребенок начинает постепенно выделять себя из окружающей среды, осознает свое «Я», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающим его людям, формируется фундамент нравственно-экологической позиции, который в дальнейшем проявляется в процессе взаимодействия ребенка с природой и осознании неразлучности с ней. Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать формировать у детей первичные знания правил и норм поведения в природе, взаимодействия с ней, воспитывать сопереживание к экологическим проблемам и их решению.
Накопление знаний в области природы и экологии у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Знания – это одно из необходимых условий выработки у ребенка действенного и эмоционально-нравственного отношения к окружающему его миру.
Целью экологического воспитания детей в ДОУ является формирование начал экологической культуры и развитие экологического мышления и сознания, ответственного отношения к окружающей природе.
Достижение данной цели предусматривает соблюдение правовых и нравственных принципов экологического воспитания, в основе которых лежат:
- Пропаганда сохранения природы
- Активная деятельность по изучению охраны окружающей природы
- Формирование уважительного отношения к природе Родного края
Под природой, в рамках экологического воспитания, понимается не только внешняя среда, но и внутренний мир человека, так как он является частью этой природы.
Достижение цели экологического воспитания подразумевает решение ряда задач:
- Образовательные задачи – направлены на формирование представлений и знаний о существующих экологических проблемах и возможных путей их решения (предотвращения).
- Воспитательные задачи – направлены на формирование мотивов, привычек и потребностей в экологической деятельности и экологического поведения, а также ЗОЖ.
- Развивающие задачи – направлены на развитие практических и интеллектуальных умений по изучению и оценке состояния окружающей среды, а также развития стремления к активной природоохранной деятельности.
Детский сад является одним из первых звеньев системы непрерывного экологического воспитания и обучения детей, именно поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача по формированию у детей основ экологической культуры и рационального природопользования.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, осуществляемое в детском саду через весь педагогический процесс, подразумевающий работу с детьми на занятиях и в повседневной жизни.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Семья имеет важное значение в процессе экологического воспитания дошкольника. Это обусловлено тем, что непосредственно в семье происходит формирование основ культурного и духовного облика ребенка, закладываются его привычки и вкусы.
Влияние семьи на формирование личности ребенка объясняется еще и тем, что дети зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- Физическое благополучие: жилье, одежда, еда, забота о здоровье и т.п.
- Эмоциональное благополучие: любовь, поддержка, забота и т.п.
- Необходимые условия развития: общение, разнообразные игрушки, впечатления и т.п.
Сотрудничество воспитателей ДОУ с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания имеет большое значение в формировании у детей основ экологической культуры и поведения. Педагогами ДОУ организуются разнообразные мероприятия, направленные на обеспечения непрерывности и единства педагогического процесса экологической направленности, а также вносят в этот процесс для ребенка положительную эмоциональную окраску и настрой.
Цель работы педагога ДОУ с родителями воспитанников по вопросам экологического воспитания – повышение уровня экологической компетенции родителей и формирование у них экологически правильного поведения взаимодействия с окружающей природой.
Еще одной целью можно назвать – повышение роли семьи в экологическом воспитании детей и формирования у них любви к природе.
Задачи, стоящие перед педагогом ДОУ в работе с родителями воспитанников по вопросам экологического воспитания:
- Обсуждение проблем формирования у детей экологической культуры.
- Обучение родителей навыкам организации разнообразных форм совместной с ребенком деятельности экологического направления, в рамках семьи и дома.
- Привлечение родителей в совместную с педагогом ДОУ работу, по формированию у детей экологической культуры.
Для достижения поставленной цели и задач работы с родителями воспитанников, педагогами ДОУ используются следующие формы:
- Использование разнообразных опросников, анкет и т.д., с целью выявления экологической компетенции у родителей.
- Проведение бесед, дискуссий, родительских собраний (традиционной и нетрадиционной формы), консультаций и т.д., имеющих экологическую направленность.
- Организация досуговых форм работы с родителями и детьми в виде КВН, викторин, праздников и т.д.
- Ведение экологического календаря, на котором отмечены даты совместной работы. Мероприятия, имеющие экологическую тематику, могут быть приурочены к праздничным или знаковым датам (например, «Всемирный день земли»).
- Домашние задания для родителей, которые необходимо выполнить совместно с детьми. Например, поделка для участия в экологической выставке, конкурсах и т.д.
- Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Например, трудовая деятельность на участке детского сада: уборка, организация уголка природы и т.п.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.