Диалогическая речь и ее специфика
Диалогическая речь – это способ установления коммуникативного взаимодействия между людьми, основанный на прямом обращении к собеседнику через высказывание или вопрос, затрагивающий определенную тему.
Диалогическая речь характеризуется краткостью и простотой. Высказывания строятся на основе простых синтаксических единиц. Такая речь выступает основой повседневного, бытового общения людей. Она выступает основой устного взаимодействия людей. Потому, развитие устной речи начинается именно с освоения основ диалогической речи. Именно в диалогической речи происходит проявление коммуникативной функции речи.
В диалогической речи можно выделить следующие специфические языковые признаки:
- Взаимосвязанность реплик и их взаимообусловленность. Это происходит из-за двусторонности диалогической речи;
- Спонтанность речи. Она приводит к произвольности ее структуры. Как правило, общение начинается внезапно. Не имеется какого-то плана языкового взаимодействия. В ходе диалогового взаимодействия наблюдается частая смена тем, резкий переход от одного вопроса к другому, незавершенность высказываний и т.д.;
- Связь с диалогической речи с конкретной ситуацией общения и наличие у говорящих предшествующего опыта обсуждения того или иного вопроса;
- Использование в речи средств невербального и паралингвистического взаимодействия: мимика, интонации, указательные слова и жесты;
- Эмоциональный окрас речи. В ней много вопросительных и восклицательных предложений, присутствует постоянная смена интонации, наличие фразеологизмов;
- Простота синтаксического строения речи;
- Опора на речевой этикет, т.е. фразы, которые автоматически применяются говорящими в конкретной ситуации;
- Объединение реплик в составе диалога. Диалог состоит из исходной реплики и реплики, вытекающей из нее, т.е. ответной реакции на сказанное. Данные реплики находятся в зависимости и единстве.
Диалогическую речь необходимо развивать с дошкольного возраста. В этот период осуществляется повседневное общение детей. Важно, наблюдать за ним и корректировать ошибки, совершаемые детьми при построении диалогов. Требуется обращать особое внимание на построение детьми предложений: вопросительных, восклицательных, повествовательных. Для развития диалогической речи применяются приемы словесных поручений, а также организуется разнообразная совместная деятельность: игровая, учебная, трудовая. В ходе взаимодействия дошкольники общаются друг с другом, закладывая основы развития своей диалогической речи и совершенствуя ее.
Рисунок 1. Формы развития диалогической речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование предложений как средства коммуникации дошкольников
Коммуникативные навыки дошкольника, основы коммуникативной речи формируются на основе освоения правил построения диалогов. Для этих целей применяются предложения разных типов. Дети учатся строить устные предложения: грамматически правильные и с простыми синтаксическими конструкциями.
Применение предложений в качестве средства речевого развития ребенка дошкольного возраста и формирования у него основ коммуникации реализуется в следующих направлениях:
- Формирование навыков постановки вопросов. Вопросы строятся в краткой и полной формах. Используется наглядный материал для их формулирования: игрушки, картинки, какие-то предметы. Дети формулируют вопросы разной направленности: Сколько игрушек в комнате? Какого цвета мишка нарисован на картинке? Какой это стол? Кто это? Что это? Зачем девочке мяч? Что такое апельсин? и т.д.
- Формирование навыков ответа на вопросы краткими и полными предложениями. Детям задаются разные вопросы: Что делает Миша? Требуется ответить в разных вариантах: 1) читает 2) читает сказу про царевну лягушку. Сколько яблок изображено на картинке. Дети отвечают: 1) пять яблок 2) 2 красных яблока, одно зеленое и два желтых. Всего пять яблок.
- Применение таблиц и схем, по которым строятся разнообразные диалогические высказывания. Схемы могут быть представлены на доске или проекторе, на мониторе ПК, в виде рисунка. Схема отражает последовательность членов предложения при его построении в разных формах: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
- Расширение словарного запаса дошкольника в разной деятельности. словарь ребенка обогащается в ходе игр, выполнения упражнений на развитие лексики, описание и сравнение объектов, при прослушивании музыкальных произведений, чтении, заучивании стихотворений, описании детьми различных ситуаций.
- Изучение правил речевого этикета при взаимодействии дошкольников со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности. Правила изучаются по ходу общения. речь ребенка корректируется, показывается верность построения того или иного предложения.
- Формирование связной монологической речи. Для этого, применяются приемы пересказа текстов – сказок, рассказов, а также описание каких-то событий, жизненных ситуаций, произошедшего в ходе коллективного взаимодействия детей, объектов и процессов.
- Чтение художественной литературы разного рода. Чтение помогает расширить словарный запас ребенка и усвоить верность построения разных высказываний. Читаются тексты разных жанров, познавательной и развлекательной направленности. В ходе чтения соблюдается определенная интонация, отражающая суть описанных событий. После прочтения осуществляется обсуждение прочитанного.
- Применение ребусов, загадок, кроссвордов. Они расширяют словарный запас и логическое мышление ребенка, помогают в формулировании своих мыслей и правильном их выражении.
- Организация сюжетно-ролевых игр. Такие игры связаны с распределением ролей между детьми и их выполнением. В ходе сюжетно-ролевых игр между детьми строятся диалоги. Дошкольники учатся строить правильные предложения, отвечающие конкретной роли и конкретной ситуации коммуникативного взаимодействия.
- Самостоятельное придумывание сказок детьми. Это помогает научиться выражать свои мысли, правильно строить предложения разных типов и способствует освоению интонационных форм речи.