Работа с родителями в школе
Одно из важных условий актуализации обучения учащегося младшей школы – это вовлечение родителей в образовательную деятельность. Для развития ребенка очень важно, чтобы школа не конкурировала с родителями, а вступала с ними в полноценное сотрудничество, только в таком случае образование превратиться из арены конфликта в источник радости и спокойствия. Поэтому работа с родителями рассматривается в качестве одного из значимых направлений деятельности педагогического коллектива.
Перед учителем при этом стоят следующие задачи:
- просвещать родителей в области психологии и педагогики;
- включать родителей в образовательный процесс школы;
- создавать духовную общность родителей, учителей и детей;
- устанавливать гуманные отношения внутри семьи.
Родители должны разделять взгляды учителя или согласиться с ними в ключевых моментах воспитания и обучения детей.
К сожалению, в связи с высоким темпом жизни, отсутствием организаций и общественных институтов, которые занимаются просвещением родителей, в связи с проблемами материального характера, взрослые практически не имеют представлений о новых методах и формах обучения, тенденциях современного образования, его целях и задачах. Учитель может максимально реализовать свои идеи только если получает поддержку со стороны семьи ученика. Следовательно, нужно раскрывать перед родителями возможности гуманной педагогики, знакомить их с разного рода современными технологиями, методами и особенностями обучения.
Методы вовлечения родителей в работу школы
В свете сегодняшних тенденций организации взаимодействия школы и родителей уче6ников, педагогический коллектив образовательного учреждения может задействовать следующие методы работы:
- приглашать родителей на уроки в качестве учащихся;
- приглашать родителей на уроки в роли учителей;
- применять особые способы взаимодействия с семьей – педагогическое общение на родительских собраниях, открывать образовательный процесс для родителей, торжественные родительские собрания;
- включать детей и родителей в совместную творческую деятельность;
- готовить папки программного материала для родителей и пр.
Приглашение родителей на уроки в качестве учеников предполагает подготовку и проведение учителем урока с опорой на возрастные интересы взрослых, но преподается он так, как подавался бы для детей. Это делается с целью того, чтобы родители могли прочувствовать на себе эффект от приемов, развивающий потенциал заданий, качественное изменение эмоционального состояния, просто вспомнили бы себя учениками, которые преодолевают трудности познания. Этот прием помогает родителям понять, как и чему учить детей дома.
Общаясь с родителями, учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют в качестве гостей. Каждый взрослый, присутствующий на уроке такого типа, выполняет те же задания, что и дети. Дети могут послушать рассуждения родителей по предлагаемым вопросам, путь их размышлений.
Еще одна форма участия родителей в образовательной деятельности, помогающая взрослым осознать значимость своей деятельности, а детям – почувствовать гордость за родителей – это приглашение родителей на уроки в качестве учителей, руководителей кружков, организаторов мероприятий. Родители могут рассказать о своей жизни и профессии, научить интересным вещам. Идея таких уроков, если они умело организованы, должна принадлежать самим детям.
Открытый образовательный процесс для родителей предполагает, что родители получают возможность присутствовать на уроках и занятиях совместно с детьми. К задачам таких уроков относят:
- демонстрация используемых учителем приемов для удовлетворения природных потребностей детей;
- демонстрация многослойности заданий;
- способности детей, имеющих трудности в обучении и детей, готовых к более высокому его уровню;
- демонстрация системы работы с детьми, которые требуют особого внимания;
- демонстрация качественных изменений детей за определенный временной промежуток;
- повышение уровня мотивации к учению.
Каждый член семьи ребенка может посетить любой урок, а учитель делает это событие значимым для них, приносящим радость, запоминающимся. Урок проводят специально для гостя, дети выполнят его задания, что должно быть заранее обговорено с учителем, пишут сочинения-размышления и дарят их гостю. Родители могут посещать уроки по своему желанию или по приглашению учителя и детей.
Цели этих приглашений могут быть различными: от стремления демонстрации успехов детей, его общения с учителем, слушания рассказа о профессии и делиться жизненным опытом и мудростью.
Не менее актуальной задачей учителя выступает включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность. Например, можно попросить детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным включением в работу членов семей: кто-то оформит текст, кто-то выступит как корректор, кто-то как редактор. Всей семьей ведутся поиски информации, отбираются наиболее интересные и важные сведения. Чтобы выполнить такого рода занятия, нужно проявление творческого содружества в семье, а также дети завышают планку стандарта, что способствует их развитию.
Создание папок программного материала для родителей поможет им понять, что дети ходят в школу с интересом, им интересны предлагаемые задания, но они не понимают, что дети получают из знаний, то есть какого содержание образовательной программы. Чтобы дать родителям ответы на эти вопросы, в особую папку закладывают знания программного материала. Вместе с этим, она выступает для детей как средство наблюдения за самим собой, то есть каждый ребенок может проследить свой рост в знаниях, а также выступает как инструмент для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, а также анализа причин успехов и неудач в учении и определенных способов их совершенствования.