Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пути активизации работы учащихся в процессе использования различных методов обучения

Проблема активизации учебной деятельности в современном образовательном процессе

Активизация учебной деятельности выступает актуальной проблемой современности. Она затрагивает и педагогическую науку, и педагогическую практику.

Активность учебной деятельности является основой ее эффективности и достижения целей и задач образования. Активность необходимо развивать, поскольку, она способствует формированию устойчивого интереса к познанию и учению, развитию потребности в расширении и углублении знаний, а также видов деятельности, которые выступают основой развития. Развитие реализуется в действии.

Активизация  <a href=познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Активизация познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Активность учебной деятельности характеризует положительное отношение учащихся к учебному процессу, познанию и развитию. Она отражает интенсивность познавательной деятельности и обучения.

Проблема активизации учебной деятельности связана с формированием познавательной мотивации учащегося. Активность включает в себя следующие компоненты:

  1. Готовность к выполнению учебных заданий разного рода.
  2. Мотивация к самостоятельному познанию и действию.
  3. Осознанное выполнение различных учебных действий и заданий.
  4. Соблюдение систематичности и последовательности обучения.
  5. Желание повысить свой уровень развития.

Развитие активности в учебном процессе связано с формированием основ и навыков самостоятельной деятельности. Самостоятельность в обучении - залог плодотворности учебного процесса. Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Активность развивается посредством применения разнообразных средств и методов, форм организации образовательной деятельности.

«Пути активизации работы учащихся в процессе использования различных методов обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условиями развития познавательной активности учащихся выступают:

  1. Создание ситуаций, требующих отстаивания своего мнения, своей точки зрения.
  2. Организация дискуссий, бесед, обсуждений чего-либо.
  3. Развитие навыков правильной постановки вопросов по непонятному учебному материалу и иных, затрагивающих жизненные темы.
  4. Принятие своего индивидуального темпа обучения учащимися, а также темпа обучения одноклассников.
  5. Формирование умений совершения верного выбора учебных заданий. Они должны находиться в зоне ближайшего развития учащегося, т.е. быть посильными для выполнения, но требовать приложения определенных усилий.
  6. Развитие основ самостоятельного поиска информации, получения нового знания. Ведь, если знание добыто самостоятельно, то оно приобретает огромную познавательную ценность для учащегося.

Выполнение данных условий осуществляется посредством использования специальных методов обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование задатков активной деятельности в обучении.

Пути активизации познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пути активизации познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Технология проблемного обучения как средство активизации учебной деятельности

Технология проблемного обучения – это способ организации образовательной деятельности, в основе которого лежит создание проблемной ситуации, требующей разрешения учащимися при совместной работе с педагогом для получения нового знания, совершения открытий.

Проблемное обучения основывается на проблемной ситуации, задаче, разрешение которой дает учащимся новые знаний и способы деятельности. Любая проблема приводит к возникновению у учащихся вопросов, затрагивающих варианты ее разрешения, причины возникновения и т. д. Это является импульсом, побуждающим к познанию, что является основой развития познавательной активности учащихся.

На уроках могут быть применены следующие виды проблемных ситуаций:

  • Ситуация «выбор». Она основывается на совокупности готовых решений, которые предлагаются учащимся. Некоторые из них являются кардинально неверными, а некоторые не совсем подходящими. Учащимся необходимо выбрать оптимальное решение;
  • Ситуация «предложение». Она основывается на предложении педагогом нестандартных решений поставленной задачи. От учащихся требуется проверка их целесообразности и возможности применения;
  • Ситуация «неопределенность». Она связана с недостатком информации по проблеме, что приводит к необходимости ее поиска для нахождения однозначного решения;
  • Ситуация «опровержение». Она основывается на необходимости доказать неактуальность, нецелесообразность какого-то способа действия, метода решения задачи, проекта;
  • Ситуация «неожиданность». Она основывается на нестандартности ситуации, наличии у нее парадоксальных признаков. Это требует творческого подхода к ее разрешению, с использованием оригинальных решений;
  • Ситуация «конфликт». Она основывается на наличие противостояния: единство и борьба противоположностей.

Использование методов интерактивного обучения для активизации учебной деятельности учащихся

Данные методы основаны на сотрудничестве и взаимодействии учащихся. Обучение интерактивной направленности приобретает форму диалогового взаимодействия между участниками образовательной деятельности.

Такие методы обучения способствуют увлечению учащихся. Они интересуются происходящим на уроке, занимая активную позицию в образовательном процессе.

В учебном процессе применяются следующие методы интерактивного обучения, активизирующие учащихся на познание и развитие:

  1. Метод мозгового штурма. Он основан на постановке темы учебного занятия в виде проблемы. Учащиеся выдвигают варианты ее разрешения. Набирается совокупность идей, из которых выбирается рациональная;
  2. Метод кластеров. Он базируется на постановке темы и составлении учениками ключевых слов и ассоциаций по ней;
  3. Метод дискуссии. Он опирается на коллективное обсуждение проблемы и совместный поиск вариантов ее разрешения;
  4. Метод деловых игр. Он основывается на построении учебного занятия в виде игры. Каждый участник получает определенную роль, связанную с примериванием на себя разных профессий. Роль определяет функции и направления деятельности учащихся;
  5. Метод проектного обучения. Он основан на индивидуальных и групповых проектах по конкретной теме. Проекты реализуются посредством проведения исследовательской и аналитической деятельности;
  6. Метод древа решений. Он базируется на составлении дерева, ветки которого заполняются предложениями по разрешению конкретной ситуации.

Данные методы активизируют работу педагога и учащегося, побуждают на энергичные действия, ликвидируют традиционные формы взаимодействия участников образовательной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot