Профилактика интернет-зависимости – это система мер, ориентированных на создание благоприятной развивающей среды в учебном заведении, способствующей полноценному развитию учащихся, реализации их интересов и организации общественно-полезного досуга, а также обеспечению защиты прав и свобод учащихся во всех сферах жизнедеятельности.
Интернет-зависимость оказывает отрицательное воздействие на психическое здоровье личности и ее общее развитие. Она снижает работоспособность и сужает круг интересов учащегося, а также вызывает проблемы в социальном развитии: ребенок погружается в виртуальный мир, теряя связь с реальным и навыки взаимодействия с ним.
Зависимость от социальных сетей – актуальная проблема современности
В настоящее время существует проблема развития зависимости от социальных сетей. Социальные сети создают условия для обмена информацией, знакомства и общения людей. Они привлекают своим оформлением, функционалом и иными возможностями. Однако, социальные сети несут и отрицательное воздействие на личность. В частности, они отрывают людей от реального мира. Взаимодействие, общение реализуется в интернет – пространстве. Оно не является настоящим, а носит виртуальный характер. Реальные социальные навыки снижаются.
Следует отметить, что именно молодежь в большей степени подвержена развитию зависимости от социальных сетей. Это обусловлено следующими факторами:
- Наличие у молодежи большого количества свободного времени. У молодых людей нет обязательств перед семьей, работодателем и т.д.
- Социальные сети – тенденция современной моды. Сидеть на определенных площадках модно. Чтобы не отставать от моды, молодые люди регистрируются в социальных сетях и проводят в них много времени. Тогда как, они обладают возможностями затягивания и вызывают привыкание к ним.
- Зависимость молодежи от мнения других людей приводит к желанию показать себя, свои достижения, внешнюю красоту другим, чтобы вызвать в свой адрес похвалу, восхищение и т.д.
- Безликость общения. Общение в социальных сетях носит безликий характер. Можно не показывать своего лица, своей личности, не отвечать за свои комментарии и высказывания.
Следует отметить, что зависимость от социальных сетей ведет к нарушению основ коммуникативного взаимодействия молодежи. Они теряют навыки коммуникативного взаимодействия, выражения своего мнения и отстаивания точки зрения в реальных социальных ситуациях. Это требует создания в образовательном заведении специальных условий, ориентированных на коммуникативное развитие учащихся, формирования основ коллективной деятельности.
Технологии профилактики зависимости молодежи от социальных сетей
Основными технологиями, способствующими созданию психолого-педагогических условий в учебном заведении, ориентированных на профилактику зависимости от социальных сетей, являются:
- Личностно-ориентированное обучение. Данная технология ориентирована на развитие индивидуальности отдельной личности и создания условий привлечение учащихся к совместной деятельности, взаимодействию, для получения конкретных результатов и проявления своих личностных качеств т.е. данная технология помогает самореализоваться каждому учащемуся, учит ориентироваться и действовать в разнородных ситуациях, формированию и отстаиванию своей личностной позиции.
- Технология развития критического мышления. Даная технология учит работать и взаимодействовать с разными информационными ресурсами, отбирать и фильтровать их. Кроме того, учащиеся учатся анализировать разные жизненные ситуации и события, обосновывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение. Учащиеся становятся способными к адекватной оценки своей личности, своего поведения, выработке собственной жизненной позиции.
- Кейс-технологии. Они ориентированы на развитие навыков самостоятельного мышления, умения слушать и принимать вариативность мнений, принимать иные точки зрения, работать в команде. Это способствует профилактике развития зависимости от социальных сетей за счет формирования навыков коммуникативного взаимодействия и сотрудничества.
Данные технологии, в первую очередь, направлены на развитие навыков коммуникативного взаимодействия молодежи и ориентации в обширных информационных потоках. Они формируют основы критического мышления и анализа собственной деятельности и поведения, а также деятельности других людей и их поведенческих реакций.
Рекомендации по созданию профилактической психологической среды в учебном заведении
Важным условием профилактической работы по предотвращению развития зависимости от социальных сетей у подростков является доведение до их сознания степени опасности развития зависимости от социальных сетей и формирование желания бороться с ней. Кроме того, в учебном заведении должны быть созданы психолого-педагогические условия развития учащихся, способствующие здоровому формированию их личности и привлечению учащихся к социально-полезной деятельности, исключающей применение ПК и иных гаджетов.
В учебном заведении используются следующие направления профилактической работы:
- Проведение классных часов, ориентированных на освещение тем различных зависимостей, опасности зависимостей от социальных сетей, негативных последствиях ее возникновения и условиях профилактики.
- Организация школьного самоуправления, трудовых дней, экологических мероприятий и иных мероприятий, ориентированных на выполнение социально-значимой деятельности.
- Использование методов дискуссии на учебных занятиях. Они помогают в развитии навыков выражения своей жизненной позиции, аргументации своего мнения и точки зрения.
- Проведение занятий по основам компьютерной грамотности на уроках информатики и ОБЖ.
- Организация в учебном заведении кружков, клубов по интересам, спортивных секций с целью реализации проведения полезного и развивающего досуга.
- Организация живого общения в коллективе учащихся: совместные поездки, прогулки, походы, организация мероприятий и т.д.
Рисунок 1. Формы профилактики интернет-зависимости у подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ