Познавательное развитие – это количественные и качественные преобразования, реализуемые в психической деятельности в связи с возрастным развитием, образовательной и иной деятельностью.
Познавательное развитие ребенка имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Если в одном возрасте стремление к изучению окружающего мира находится на высоком уровне развития, то в другом возрасте оно будет слабо развитым или притупленным.
Психолого-педагогические условия развития познавательной сферы детей раннего возраста
Психолого-педагогические условия – это совокупность условий реализации, используемых методов и форм педагогической деятельности, обеспечивающих полноценное достижение целей и задач образования.
Для познавательного развития ребенка раннего возраста необходимо создание особых условий, которые помогут в раскрытии природных задатков ребенка, активизации его мыслительных процессов и стимулировании познавательного интереса к окружающему миру, его объектам и процессам.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Они требуют создания специальных условий, которые помогут реализовать это развитие и сохранить его на должном уровне.
Основными условиями развития познавательной деятельности ребенка раннего возраста являются:
- Создание предметно-развивающего пространства для ребенка и наполнение его актуальным содержанием, стимулирующим развитие познавательной сферы и проявление детьми познавательной активности.
- Использование интегрированного обучения. Оно предполагает одновременное воздействие на разные стороны развития ребенка: социальное, коммуникативное, познавательное, физическое, художественное, эстетическое, речевое. На занятиях с детьми должны быть применены все образовательные области, с учетом возраста детей, развития их восприятия и функционирования иных психических процессов. Задания даются через постановку задачи педагогом и иным взрослым или озвучивание существующей проблемы, которую ребенку необходимо разрешить. Далее, происходит совместный поиск решения. Самостоятельный поиск в этот возрастной период невозможен в силу неразвитости большинства психических процессов и мыслительных операций. Педагог направляет детей, помогает им в принятии решения и его исполнении.
- Реализация занятий в игровой форме. Игра – лучшее средство познания и развития ребенка раннего возраста. Только через игру можно наиболее полно познать окружающий мир и его процессы.
- Создание условий для самостоятельности ребенка в образовательной игровой деятельности. Самостоятельность является лучшим средством стимулирования познавательной сферы ребенка. В самостоятельном игровом процессе формируется связь мыслительной деятельности с другими сторонами развития личности ребенка.
- Использование игровых методов, ориентированных на стимулирование познавательной сферы ребенка. Дети раннего возраста не могут самостоятельно организовать игру. Они делают это только при помощи взрослого. Для детей раннего возраста актуально использование простейших дидактических игр, занимательных упражнений. Как правило, все игры включают в себя совершение действий, манипуляций с конкретными предметами.
- Создание психологически комфортной среды, окружающей ребенка раннего возраста. Такая среда предполагает комфортные условия пребывания ребенка, интересное и разнообразное содержание пространства и деятельности, а также обеспечение связи ребенка со взрослым. Он должен ему доверять и быть привязанным. Это обеспечит развитие мотивации к разным видам деятельности, которые предлагает взрослый.
Соблюдение данных условий позволяет заложить фундамент познавательного развития ребенка раннего возраста, которое будет дальше развиваться и совершенствоваться в дошкольном возрастном периоде развития.
Психолого-педагогические условия развития познавательной сферы дошкольников
Процессы познания ребенка дошкольного возраста переходят на новый уровень с наступлением дошкольного возрастного этапа его развития.
К дошкольному возрасту восприятие ребенком окружающего мира приобретает дифференцированный характер. Постепенно оно развивается и происходит формирование заинтересованности в исследовательской деятельности. Такая деятельность уже имеет свои познавательные устремления и ориентирована на упорядочивание знаний и представлений об окружающем мире и законах его функционирования.
Основными условиями, которые должны быть созданы в образовательном процессе и в ходе домашнего обучения дошкольника, направленными на активизацию и развитие познавательной сферы дошкольника, являются следующие:
- Ориентация на развитие интенсивности мыслительной деятельности. Имеется в виду, что при выборе форм и методов организации обучения необходим учет содержания и форм развития сознания детей конкретной возрастной группы.
- Обязательное наполнение образовательной информации новыми интересными данными. Материал должен заинтересовать ребенка, чтобы активизировать работу его познавательных процессов.
- Вариативность видов деятельности ребенка. Дошкольники быстро устают от одинаковых видов деятельности. Потому, требуется ее регулярная смена. Один вид деятельности не должен занимать более получасового временного промежутка.
- Создание в учебно-воспитательном процессе ДОУ благоприятной эмоциональной среды. Ребенок должен чувствовать комфорт в общении с педагогом и сверстниками.
- Использование методов проектного обучения, начиная со среднего и старшего дошкольного возраста. Данная деятельность стимулирует интерес ребенка к разным проблемам, аспектам развития окружающего мира.
- Организация детского экспериментирования. Ребенку дошкольного возраста очень интересно исследовать окружающий мир. потому, экспериментирование наиболее продуктивный прием познания. Конечно, экспериментирование дошкольников отличается от реальной экспериментальной деятельности. Оно призвано развить активность ребенка в познании и активизировать его творческую сферу личности. Как правило, детьми проводятся разнообразные опыты с водой, снегом, льдом, песком, природными материалами и иными объектами. Также, проводятся наблюдения за жизнью живых организмов, климатическими процессами и т.д.