Основы психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика – это исследование индивидуальных психических процессов, особенностей развития учащегося в конкретных педагогических условиях и обстоятельствах.
Она ориентирована на разработку теории использования психологических методов для оценки уровня развития личности конкретной возрастной категории, на конкретном этапе обучения и в определенных условиях.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя следующие направления исследований:
- Оценка интеллектуального, нравственного, физиологического развития учащихся.
- Оценка школьной зрелости учащихся.
- Диагностика уровня неуспеваемости и ее причин.
- Реализация профильного обучения и разделение учащихся по соответствующим группам.
- Разрешение проблем развития учащихся с девиантным поведением.
- Выявление одаренных учащихся.
- Выявление творческого потенциала учащихся.
- Выявление особенностей психологического развития учащихся.
- Реализация профессиональной ориентации учащихся.
Психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление начального уровня развития учащихся, его стартовых возможностей, определения текущей динамики развития личности и итоговых результатов личностного развития учащегося в образовательном процессе. Проводится мониторинг развития определенных качеств личности на разных стадиях обучения, делаются выводы о достаточности развития конкретных свойств и необходимости коррекции отклонений.
Психолого-педагогическая диагностика имеет важное значение для разработки программ коррекционного обучения. В ее ходе осуществляется исследование психологических особенностей развития личности ребенка с различными отклонениями.
Рисунок 1. Психолого-педагогическое изучение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы организации психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья проводится для разработки специальных программ обучения, основанных на учете их специфических образовательных потребностей и направлений коррекционного обучения, ориентированного на личностного развитие ребенка, устранение или сглаживание его дефектов.
Принципами диагностики детей с ограниченными возможностями выступают:
- Принцип комплексного подхода. Он предполагает применение различных методов диагностики, подключение медицинских механизмов исследования для выявление глубинных причин возникновения того или иного отклонения. Комплексный подход к диагностированию предполагает изучение медицинской документации ребенка, привлечение социальных работников, проведение педагогических обследований, а также обследований нейропсихологического и нейрофизиологического характера при серьезных патологиях.
- Принцип системного подхода к диагностированию. Он означает связь отклонений между собой, а также с особенностями развития ребенка. Предполагается проведение системного анализа развития ребенка и выявление разнородных факторов, оказывающих воздействие на развитие личности, на формирование различных патологий, а также основу разработки коррекционных программ обучения.
- Принцип динамического исследования. Он означает изучение развития ребенка не в конкретный временной период, в конкретный момент, а в динамике т.е. в конкретный возрастной период развития, на разных этапах коррекционного обучения, в разных условиях и обстоятельствах.
- Принцип опоры на потенциальные возможности ребенка. Диагностика должна ориентироваться на определение потенциальных возможностей учащегося с целью построения коррекционной образовательной линии в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип проведения качественного анализа. Предполагается изучение отношения ребенка к обследованиям и обучению, к заданиям разного типа, выявление навыков выполнения аналогичных операций, отношения к итогам своей деятельности и способности критичного оценивания своего труда.
- Принцип своевременности диагностирования. Он означает, что диагностика должна проводиться вовремя, чтобы выявить все отклонения и предупредить развитие вторичных дефектов развития коррекционными программами обучения.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Он означает разработку коррекционных образовательных программ на основании проведенной психолого-педагогической диагностики и ее показателей.
Рисунок 2. Принципы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проведение дифференциальной психолого-педагогической диагностики
Данный вид диагностики направлен на выявление типа нарушения в развитии. Его итоги применяются для разработки индивидуального образовательного маршрута коррекционного обучения ребенка.
Дифференциальная диагностика ориентирована на:
- Определение первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка;
- Проведение системного анализа структуры отклонения в развитии;
- Разграничение разнородных отклонений в развитии: интеллектуального, речевого, эмоционального и физиологического развития ребенка;
- Оценку специфики нарушений психического развития ребенка при разнообразных физиологических патологиях: нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательных функций;
- Составление обоснованного педагогического прогноза развития ребенка по коррекционной образовательной программе.
Данная диагностика осуществляется посредством привлечения медицинских специалистов. Специальная комиссия, в состав которой входят медицинские эксперты, социальные педагоги, психологи, осуществляет исследование уровня развития ребенка, наблюдение за его динамикой в течение определенного временного периода. Ими составляется заключение с рекомендациями разного рода по дальнейшему развитию ребенка. Данные рекомендации закладываются в основу программ коррекционного обучения.
Дифференциальная диагностика используется в отношении детей с ограниченными возможностями в особых случаях. Это может происходить при невозможности выявления причин пониженной обучаемости детей с разными патологиями или речевых патологий, скрытого характера отклонений.