Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

Основы психолого-педагогической диагностики

Определение 1

Психолого-педагогическая диагностика – это исследование индивидуальных психических процессов, особенностей развития учащегося в конкретных педагогических условиях и обстоятельствах.

Она ориентирована на разработку теории использования психологических методов для оценки уровня развития личности конкретной возрастной категории, на конкретном этапе обучения и в определенных условиях.

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя следующие направления исследований:

  • Оценка интеллектуального, нравственного, физиологического развития учащихся.
  • Оценка школьной зрелости учащихся.
  • Диагностика уровня неуспеваемости и ее причин.
  • Реализация профильного обучения и разделение учащихся по соответствующим группам.
  • Разрешение проблем развития учащихся с девиантным поведением.
  • Выявление одаренных учащихся.
  • Выявление творческого потенциала учащихся.
  • Выявление особенностей психологического развития учащихся.
  • Реализация профессиональной ориентации учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление начального уровня развития учащихся, его стартовых возможностей, определения текущей динамики развития личности и итоговых результатов личностного развития учащегося в образовательном процессе. Проводится мониторинг развития определенных качеств личности на разных стадиях обучения, делаются выводы о достаточности развития конкретных свойств и необходимости коррекции отклонений.

Психолого-педагогическая диагностика имеет важное значение для разработки программ коррекционного обучения. В ее ходе осуществляется исследование психологических особенностей развития личности ребенка с различными отклонениями.

Психолого-педагогическое изучение ребенка.  Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Психолого-педагогическое изучение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы организации психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья проводится для разработки специальных программ обучения, основанных на учете их специфических образовательных потребностей и направлений коррекционного обучения, ориентированного на личностного развитие ребенка, устранение или сглаживание его дефектов.

Принципами диагностики детей с ограниченными возможностями выступают:

  1. Принцип комплексного подхода. Он предполагает применение различных методов диагностики, подключение медицинских механизмов исследования для выявление глубинных причин возникновения того или иного отклонения. Комплексный подход к диагностированию предполагает изучение медицинской документации ребенка, привлечение социальных работников, проведение педагогических обследований, а также обследований нейропсихологического и нейрофизиологического характера при серьезных патологиях.
  2. Принцип системного подхода к диагностированию. Он означает связь отклонений между собой, а также с особенностями развития ребенка. Предполагается проведение системного анализа развития ребенка и выявление разнородных факторов, оказывающих воздействие на развитие личности, на формирование различных патологий, а также основу разработки коррекционных программ обучения.
  3. Принцип динамического исследования. Он означает изучение развития ребенка не в конкретный временной период, в конкретный момент, а в динамике т.е. в конкретный возрастной период развития, на разных этапах коррекционного обучения, в разных условиях и обстоятельствах.
  4. Принцип опоры на потенциальные возможности ребенка. Диагностика должна ориентироваться на определение потенциальных возможностей учащегося с целью построения коррекционной образовательной линии в зоне ближайшего развития ребенка.
  5. Принцип проведения качественного анализа. Предполагается изучение отношения ребенка к обследованиям и обучению, к заданиям разного типа, выявление навыков выполнения аналогичных операций, отношения к итогам своей деятельности и способности критичного оценивания своего труда.
  6. Принцип своевременности диагностирования. Он означает, что диагностика должна проводиться вовремя, чтобы выявить все отклонения и предупредить развитие вторичных дефектов развития коррекционными программами обучения.
  7. Принцип единства диагностики и коррекции. Он означает разработку коррекционных образовательных программ на основании проведенной психолого-педагогической диагностики и ее показателей.

Принципы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Принципы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проведение дифференциальной психолого-педагогической диагностики

Данный вид диагностики направлен на выявление типа нарушения в развитии. Его итоги применяются для разработки индивидуального образовательного маршрута коррекционного обучения ребенка.

Дифференциальная диагностика ориентирована на:

  1. Определение первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка;
  2. Проведение системного анализа структуры отклонения в развитии;
  3. Разграничение разнородных отклонений в развитии: интеллектуального, речевого, эмоционального и физиологического развития ребенка;
  4. Оценку специфики нарушений психического развития ребенка при разнообразных физиологических патологиях: нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательных функций;
  5. Составление обоснованного педагогического прогноза развития ребенка по коррекционной образовательной программе.

Данная диагностика осуществляется посредством привлечения медицинских специалистов. Специальная комиссия, в состав которой входят медицинские эксперты, социальные педагоги, психологи, осуществляет исследование уровня развития ребенка, наблюдение за его динамикой в течение определенного временного периода. Ими составляется заключение с рекомендациями разного рода по дальнейшему развитию ребенка. Данные рекомендации закладываются в основу программ коррекционного обучения.

Дифференциальная диагностика используется в отношении детей с ограниченными возможностями в особых случаях. Это может происходить при невозможности выявления причин пониженной обучаемости детей с разными патологиями или речевых патологий, скрытого характера отклонений.

Дата последнего обновления статьи: 25.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot