Психолого-педагогическая деятельность – это один из видов педагогической деятельности, который направлен на интеллектуальное, личностное, социальное и эмоциональное развитие субъектов образовательного процесса, являющееся в свою очередь основой его самосовершенствования и саморазвития.
Особенности психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях
В настоящее время, молодежная политика, реализуется через разнообразные детские и молодежные объединения, в рамках которых психологи и педагоги осуществляют необходимую профессиональную помощь и сопровождение.
Основными направлениями психолого-педагогической деятельности детских и молодёжных объединений является:
- Опора на принцип командного функционирования объединения.
- Наличие главной цели, которая является основой всей деятельности объединения, определяет направления по созданию эффективных условий для всестороннего личностного развития детей в рамках современного общества.
- Наличие своеобразной организационной культуры, которая определяет оригинальность каждого отдельного объединения.
- Обязательное наличие ресурсного обеспечения деятельности объединений.
- Наличие информационной и рекламной деятельности.
- Необходимость работать не только с действующими членами объединения, но и с его потенциальными участниками, установление продуктивных взаимоотношений и контактов с иными общественными объединениями.
- Осуществление эффективного педагогического сопровождения деятельности детского или молодежного объединения, с целью его развития и совершенствования реализуемой деятельности.
Одной из основных особенностей психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях является организация психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение – это исследование и создание оптимальных социально-педагогических условий, в рамках которых субъект объединения имеет возможность реализовать свою потребность в общении и деятельности.
Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение направлено на оказание участникам детских и молодежных объединений профессиональной помощи и поддержки во взаимодействии с окружающей социальной средой.
Цель и задачи психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях
Целью психолого-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях является оказание всесторонней поддержки детям и молодежи (группам и отдельным лицам) в построении эффективных социальных взаимоотношений с окружающими, преодолении жизненных трудностей, а также использование возможностей объединения в разрешении фундаментальных задач социального воспитания.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством последовательного решения ряда задач:
- Информационная задача – предполагает своевременное информирование детей и молодежи, их родителей и педагогов о функционирующих объединениях, их роли и значимости в жизни общества.
- Организационная задача – оказание необходимой профессиональной помощи в решении разнообразных организационных проблем, которые могут возникнуть в рамках конкретного объединения, ознакомление с эффективными технологиями организаторской деятельности.
- Координационная задача – направлена на обеспечение эффективного и продуктивного взаимодействия между общественными объединениями и иными социальными институтами, с целью оказания необходимой социальной поддержки и защиты детей.
Основными компонентами психолого-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях являются: прогностический, диагностический, практический и педагогический.
Ведущими функциями психолого-педагогической деятельности в рамках детских и молодежных объединений являются:
- Воспитательная функция – направлена на воспитание у субъектов объединений положительных личностных качества, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно в окружающем обществе.
- Компенсаторная функция – состоит в формировании у участников объединения стремления к компенсации и устранении недостатков в поведении, личных качествах и т.д., желания всегда достигать высоких результатов.
- Стимулирующая функция – предполагает активизацию у субъектов объединений положительной предметно-практической и социально-полезной деятельности.
- Корректирующая функция – направлена на исправление у субъектов объединения отрицательных личностных качеств, ценностных ориентаций и установок во взаимодействии с окружающими.
Этапы организации психолого-педагогической деятельности
Психолого-педагогическая деятельность организуется в несколько последовательных этапов:
Стратегический этап, включает в себя:
- формулировку и постановку главной цели, определение задач, последовательное решение которых приведет к достижению цели;
- определение субъектов и объектов психолого-педагогической деятельности;
- выделение ведущих идей деятельности;
- формирование банка информационных данных;
- установка показателей и критериев;
- подбор диагностических методик, в соответствии с установленными показателями и критериями.
Тактический этап – рассматривается как процесс перемещения и расположения компонентов психолого-педагогической деятельности, его реализация осуществляется на технологическом уровне. Данный этап осуществляется:
- в рамках парадигму взаимообмена, включает в себя ряд функциональных аспектов: деятельностный, личностный, социальный и культурный;
- в обеспечении частных и базовых технологий психолого-педагогической деятельности;
- в создании оптимальной структуры управления психолого-педагогической деятельности.
Технический этап – представлен совокупностью методов, средств и приемов, которые направлены на оптимизацию психолого-педагогической деятельности в рамках детских и молодежных объединений.