Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология и педагогика игры

Общая характеристика игры детей дошкольного возраста

Определение 1

Игра – это социальное явление, обусловленное развитием общества и его культуры, проявляющееся в особой форме жизни ребенка и его деятельности.

Игра является основным источником познания окружающей действительности, она позволяет детям посредством игровых действий выполнять определенные социальные роли, воплощать их в жизнь, тем самым удовлетворяя свои социальные, познавательные, эстетические и моральные потребности. В период дошкольного детства игра является ведущим видом деятельности, способствуя качественным изменениям в психике ребенка. В школьные годы игра постепенно отходит на второй план, но по-прежнему имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей. Некоторые образовательные технологии, используемые в школе основаны на игре и игровых действиях.

Основные психолого-педагогические характеристики игры:

  1. Игра по своей сущность является формой активного отражения детьми окружающей жизни общества и отдельных людей.
  2. Игра как вид общественной деятельности имеет определенный характер, который меняется в соответствии с историческими условиями жизни людей, общества и государства.
  3. Игра, представляет собой форму творческого отражения детьми окружающей их действительности.
  4. Игра – это определенное и упорядоченное оперирование имеющимися у ребенка знаниями, а также средство их обогащения, уточнения и упражнения. Кроме того, она выступает как одной из основных средства развития нравственных и познавательных сил и способностей ребенка.
  5. В развернутом виде игра – это определенная коллективная деятельность детей.
  6. Игра может трансформироваться и развиваться, в зависимости от знаний и умений ребенка, чем они обширнее, тем интереснее и познавательнее его игровые действия.

Развитие игры можно характеризовать в зависимости от возраста детей:

  1. На протяжении всего дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка.
  2. Содержание игры различно, в зависимости от возраста играющих детей. Так, дети до 3-х лет любят играть с песком и водой, в основном они играют со взрослыми; у детей 3-4-х лет преобладают подвижные коллективные игры; в возрасте 4-5-ти лет детей привлекают сюжетные игры; дети 6-7-ми лет играют в игры более содержательные по смыслу и форме, так как у них накоплен уже значительный жизненный опыт, а интересы значительно устойчивы.
  3. Сущность игры, в зависимости от возраста, состоит в том, что она отражает те стороны жизни и особенности деятельности, которые наиболее интересны ребенку в определенный возрастной период.
  4. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, регулировать свои желания и поведение, в соответствии с установленными нормами и правилами.
«Психология и педагогика игры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структурные компоненты игры

Любая игра, вне зависимости от вида, обязательно имеет следующие составляющие ее компоненты:

  1. Область действительности, которую воспроизводят дети (например, семья, больница, магазин, сказочный сюжет и т.д.).
  2. Определенная последовательность действий и событий, которые ребенок (дети) проигрывает в рамках сюжета игры. Довольно часто игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами. Например, играя в «семью», дети могут разыгрывать сюжет семейной прогулки, приема гостей, стирки и т.д.
  3. Роль, является третьим важным элементом игры, она представляет собой определенный набор правил и действий, которые необходимо выполнять ребенку, чтобы смоделировать игровую ситуацию. Например, играя роль врача, ребенок должен совершать действия присущие врачу – «ставить уколы», «слушать больного» и т.д.
  4. Содержание игры – выступает в качестве основного момента деятельности играющих. В зависимости от возраста играющих, содержание игры различно. У детей младшего дошкольного возраста содержание игр представлено простым сюжетом и не сложными действиями, у детей старшего дошкольного возраста содержание игр более насыщено как в действиях, так и в эмоциональном плане.
  5. Игровое пространство и игровой материал – представляет собой разнообразные игрушки и игровые предметы, которые дети используют для разыгрывания ролей и сюжетов. Особое внимание необходимо уделять игровому материалу, так как он способствует развитию у детей воображения и фантазии. Это связано с тем, что игровые предметы используются детьми в качестве заместителей иных недоступных ребенку предметов. Например, палочка может быть ложкой или лопаткой, камешки и листики – это деньги и т.д.
  6. Реальные и ролевые взаимоотношения между детьми – отражают взаимоотношения между детьми в реальной жизни и в рамках игры. В игре взаимоотношения определяются правильностью и качеством исполнения роли играющими.

Генезис игры

Генезис игры определяется той мотивацией, которая «заставляет» ребенка играть. В дошкольном возрасте в качестве этой мотивации выступает стремление детей подражать взрослым, их действиям и ролям. Играя дети «примеряют» на себя различные профессии, социальные статусы и т. д. Это помогает им лучше понять мир взрослых, получить определенные умения и навыки, овладеть действиями и т.д.

В период раннего возраста игровые действия имеют максимально развернутый характер и обязательную материальную опору. Это необходимо для того, чтобы дети овладели нужными игровыми действиями в полной мере.

После того, как ребенок овладел несколькими игровыми действиями, его игра усложняется и имеет уже более глубокий смысл. Например, в раннем возрасте ребенок отдельно усваивал такие игровые действия как кормление куклы и ее укачивание. После он уже сочетает эти действия и играет в «дочки-матери», то есть кормит, укладывает, одевает, учит (и т. д.) куклу.

В дальнейшем у детей отмечается сокращение игровых действий, они обобщаются, значительно снижается значение материальной опоры. И в период старшего дошкольного возраста игра переносится в умственный план. Это игры, которые основаны на воображении, такие как путешествия через пространство и время.

Замечание 1

Результат любой игры на любом возрастном этапе - это более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot