Сущность коррекционно-развивающей деятельности в контексте вокальной работы
Коррекционно-развивающая работа – это организованная, дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, которая направлена на повышение эффективности развития ребенка, раскрытие и реализацию его способностей в разнообразных сферах.
Вокал – это одна из разновидностей музыкального творчества, представленная мастерством владения певческим голосом.
Коррекционно-развивающая деятельность, является одной из основных проблем современной педагогики. Организуемая в рамках вокальной работы она требует от педагога по вокалу, владение разнообразными приемами коррекционной педагогики.
Одной из составных частей музыкально-педагогической деятельности, в том числе вокальной работы, является коррекционная составляющая. Это связано с тем, занятия вокалом предусматривают индивидуальную работу, основанную на личностно-ориентированном подходе к ребенку, в единстве с иными педагогическими технологиями.
Исходные психофизиологические позиции коррекционно-развивающей деятельности в рамках вокальной работы:
- Работа с детьми, входящими в группу педагогического риска, у которых выражена эмоциональную дезадаптация, проявляющаяся в коммуникативных трудностях и сниженной познавательной деятельности.
- Организованное и целенаправленное коррекционно-развивающее обучение, направленное на преодоление имеющихся у детей отклонений в психофизиологической сфере.
- Музыка – это одно из наиболее эффективных средств педагогической коррекции детей из группы риска.
Специфика вокальной работы состоит в том, что она сочетает в себе разнообразные стратегии, требующие от педагога специальных профессиональных знаний и подготовки.
Принципы и направления коррекционно-развивающей деятельности в контексте вокальной работы
Принципы организации коррекционно-развивающей деятельности в рамках вокальной работы:
- Принцип учета норм развития детей, который определяет стратегию коррекционно-развивающей деятельности.
- Принцип организации коррекционного воздействия по типу «сверху вниз». Данный принцип ориентирует на создание педагогом зоны ближайшего развития ребенка.
- Принцип системности – направлен на выявление и устранение причин и источников отклонения в развитии ребенка.
- Принцип музыкально-педагогической зоркости – предполагает наличие у педагога профессиональных знаний, позволяющих проводить диагностику детей, с целью выявления отклонений в развитии и последующее коррекционное сопровождение с учетом индивидуальных особенностей ребенка, выявленных нарушений и их глубины.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности, реализуемой в рамках вокальной работы:
- Развитие анатомо-морфологической части голосообразующей системы, коррекция ее изменений на фоне общего созревания организма ребенка.
- Формирование и последующее развитие у детей вокальных навыков: певческое дыхание, правильная артикуляция, естественное звукообразование и т.п.
- Работа по совершенствованию звучания голоса (тембр, динамичность, диапазон, четкость дикции и т.д.
- Развитие и совершенствование музыкального слуха и особенно слуха вокального.
- Установление продуктивного взаимодействия между слуховым восприятием звукового образа, его вокально-слуховым представлением и голосовым воспроизведением.
Большое значение в организации вокальной работы, коррекционно-развивающей направленности имеет правильная последовательность этапов работы. Первоначально необходимо установить виды отклонений, затем разработать коррекционную программу, включающую в себя разнообразные методы и средства коррекционного воздействия на ребенка, непосредственную реализацию программы и на заключительном этапе анализ полученных результатов. Организованная таким образом работа будет способствовать получению ожидаемых результатов и решению поставленных коррекционных задач.
Основные функции коррекционно-развивающей деятельности, реализуемой в рамках вокальной работы
Функции методов и приемов коррекционно-развивающей деятельности, используемых в рамках вокальной работы:
- Оказание на учащихся успокаивающего и воодушевляющего воздействия, посредством исполнения песен соответствующей тематики.
- Формирование у детей навыков концентрации внимания и сосредоточения на собственном внутреннем мире при вокальном исполнении песен.
- Формирование у учащихся уверенности в собственных силах, внутреннего спокойствия и невозмутимости в сложных жизненных ситуациях, адекватной самооценки, гуманного отношения к окружающим людям, оптимистичных черт личности. Данная работа осуществляется как в процессе заучивания песен, так и в процессе их вокального исполнения.
- Снятие у детей негативных отрицательных состояний посредством освоения специальных вокальных навыков, таких как межреберное и диафрагмальное (брюшное) дыхание во время пения, а также в процессе ритмических и двигательных упражнений.
Большое значение в организации эффективной коррекционно-развивающей деятельности в рамках вокальной работы имеют профессиональные навыки и компетенции педагога.
Профессиональные навыки и компетенции педагога, организующего коррекционно-развивающую деятельность в рамках вокальной работы:
Наличие аксиологического и личностно-творческих профессиональных компонентов.
Направленность на актуализацию собственных знаний, умений и навыков, включающую в себя:
- периодическое проведение самодиагностики;
- овладение широким спектром знаний (психология, педагогики, валеология и т.д.);
- наличие специальных коррекционных знаний и умений;
- потребность в рефлексии.
Постоянное повышение собственно профессиональной квалификации.
Повышение квалификации педагога по вокалу в сфере коррекционной деятельности предполагает освоение педагогом методов и приемов обучения с ориентацией на решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка в опоре на его положительные качества.