Понятие прогрессивной деятельности
Прогрессивная деятельность – это действия отдельной личности или группы лиц, которые нацелены на развитие, формирование чего-то нового, внедрение инноваций, совершенствование процессов и явлений, созидание.
Прогрессивная деятельность приводит к тому, что какая-то сфера жизнедеятельности общества или социум в целом улучшают свое состояние или функционирование, обновляются и совершенствуются. Это положительно сказывается на социальном и экономическом развитии, способствуют повышению уровня жизни, качества образования, уровень профессиональной квалификации педагогов.
Прогрессивная деятельность в образовательной сфере направлена на развитие системы обучения и воспитания, реорганизацию деятельности отдельных заведений образовательной системы – детских садов, школ, университетов, повышение квалификации педагогов, разработку программ обучения, отвечающих требованиям текущего этапа общественного развития.
Прогрессивная форма деятельности носит социально-преобразующую направленность. Она помогает:
- сформировать новые научные теории;
- создать концепции оптимальных путей развития отдельных сфер общества;
- модернизировать технические средства;
- улучиать условия общественной жизнедеятельности;
- развить сферу образования;
- разработать новые технологии в организации учебно-воспитательного процесса.
Одним из видов прогрессивной деятельности является творческая деятельность. Она направлена на создание инновационных продуктов, новшеств в различных областях. Ее реализация возможна при сочетании знаний и навыков, которыми обладает личность, развитом воображении, фантазии и интуиции. Творчество возможно реализовать только при наличии навыков создания чувственного образа в сознании, характеризующегося яркостью и эмоциональной насыщенностью. творческие способности развиваются в процессе воспитания и обучения. Ориентация на их раскрытие занимает важное место в педагогическом процессе.
Прогрессивная форма деятельности была сформирована в ходе истории. Она отождествляет научно-технический прогресс, переход общества на новую ступень развития. Суть этого направления деятельности сводится к преображающему характеру т.е. она нацелена на изменение облика мира, его устройства, совершенствование законов функционирования, предметов, явлений и процессов, которые его наполняют.
Прогрессивная деятельность призвана приносить обществу и его гражданам благо. Она должна способствовать оздоровлению отдельной личности и общества в целом, помогать развитию положительных качеств и навыков всех его членов, развивать их нравственные ориентиры и духовные начала.
Примеры прогрессивной деятельности
Примеров прогрессивных форм деятельности, которые повлияли на историческое развитие общества и способствовали его прогрессу, можно привести достаточно много.
Во-первых, можно отметить деятельность, приведшую к смене стадий общественного развития:
- Стадия первобытнообщинного строя.
- Стадия рабовладельческого общества.
- Стадия феодального общества.
- Стадия индустриального общества.
- Стадия постиндустриального общества.
Переход между этими стадиями был следствием реализации прогрессивных направлений деятельности. если первобытнообщинный строй базировался на охоте и собирательстве, то появление нового вида деятельности, связанного с развитием сельского хозяйстве, появлением рабства привело к переходу к новому этапу. Затем, развитие получило земледелие и был установлен феодальный строй. Деятельность не стояла на месте, она прогрессировала и, постепенно стала зарождаться промышленность, развивалось научное знание, происходил рост производительности труда, развивались и углублялись торговые и экономические связи, что способствовало становлению индустриального капиталистического общества.
Активно развивались рыночные отношения, появлялись новые формы и виды деятельности. это способствовало увеличению городов, их расширению и развитию, росту численности и плотности населения. На рубеже 20-го – 21-го столетия произошел научно-технический прогресс, стала развиваться инновационная деятельность во всех сферах жизни общества, что в итоге сформировало постиндустриальное общество, характеризующееся информатизацией, развитием сферы услуг, НТР, приоритетной ролью научного направления в образовании, его дифференциацией и индивидуализацией. Уровень образования на этой стадии значительно повысился, расцвела народная культура и приоритетное место стали занимать профессии научно-технической ориентации.
Если рассматривать отечественную историю, то можно отметить проведение реформаторской деятельности во времена Петра I, Екатерины II, Отмену крепостного права при царствовании Александра III. Деятельность этих правителей является прогрессивной, поскольку она повлекла за собой расцвет общества и улучшила жизнь его населения.
В период Советского государства, на развитие страны оказала влияние политическая деятельность Хрущева. Она повлияла на развитие, как страны в целом, так и отдельных регионов. Он оказал влияние на развитие научного потенциала страны, расширил ее производственные мощности, что привело к повышению уровня развития граждан.
Разрушение социалистической системы и переход России в капиталистическую фазу развития – направление прогрессивной деятельности. Сложившаяся обстановка в стране в тот временной период свидетельствовала о застое в развитии и требовала кардинальных изменений. Эти изменения затронули все сферы жизни общества, помогая стране встать на путь постиндустриального развития.
Переустройство системы образования, основанное на принятии в 90-х годах 20-го столетия «Закона об образовании» также выступает примером прогрессивной деятельности. Принятие закона положительно сказалось на функционировании образовательной системы, повысило уровень интеллектуального развития граждан, способствовало обучению новым профессиям, отвечающим требованиям научно-технического прогресса и информационного общества.