Общая характеристика Образовательной программы «Школа 2100»
Программа «Школа 2100» (далее Программа) – это одна из наиболее популярных и массовых программ развития общего среднего образования, разработанная в 1990-х годах, она является продолжением развивающей системы школьного образования.
В настоящее время по этой Программе занимаются 37% общеобразовательных школ страны. Авторами Программы были разработаны учебные пособия и рабочие тетради, по которым осуществляется обучение.
Программа представляет собой образовательную систему, которая:
- Направлена на продолжение традиций развивающего образования и подготовку нового школьника, обладающего такими личностными качествами как внутренняя свобода, самостоятельность, умение относится к окружающей действительности творчески.
- Является доступной для внедрения в любой массовой школе страны и не требует специальной подготовки или переподготовки педагогов.
- Представляет собой целостную систему, состоящую из теории, учебных пособий, рабочих программ, методических разработок и т.д.
- Направление на решение наиболее актуальных и сложных проблем отечественной системы образования.
В рамках Программы, авторским коллективом, разработано 186 учебных пособий и учебников по всем учебным дисциплинам школьной программы с первого по одиннадцатый класс.
Ведущим принципом Программы является принцип обучения деятельности. В соответствии с данным принципом определяется технология, методы и приемы работы с учащимися, а школьный урок строится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
В соответствии с Программой, во время учебных занятий, учащимся сообщаются не только готовые знания, но и организуются такие виды деятельности, в ходе которых ученики самостоятельно делают «открытия», узнают что-то новое и учатся использовать на практике имеющиеся у них знания и умения.
Методологические положения Образовательной программы «Школа 2100»
Методологическими положениями Программы являются следующие принципы:
Психолого-педагогические принципы:
- Принцип адаптивности – предусматривает соблюдения правила о том, что не ребенок создан для школы, а школа для ребенка. Школа должна быть гибкой и удовлетворять потребности всех детей, вне зависимости от их уровня развития, подготовленности и интересов.
- Принцип развития – предполагает целостное и всестороннее развитие каждого учащегося.
- Принцип психологической комфортности – предусматривает создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскованности учащихся и проявлению творческой активности.
Культурно-ориентированные принципы:
- Принцип образа мира – формирование у учащихся единого и целостного представления об окружающем мире.
- Принцип целостности содержания образования – всё содержания образования изначально должно быть едино и представлять собой целостную систему.
- Принцип систематичности – предполагает, что с самого начала образование должно быть един и систематично, отвечать закономерностям развития ребенка на всех возрастных этапах.
Деятельностно-ориентированные принципы:
- Принцип обучения деятельность – предусматривает обучение детей ставить цели, уметь контролировать и адекватно оценивать чужие и собственные действия, эффективно пользоваться полученные в ходе обучения знаниями, умениями и навыками.
- Принцип организованного и управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной – предусматривает постепенный переход от совместной с педагогом и коллективом деятельности к самостоятельной, предполагающей развитие внутреннего мышления, навыков самообучения, самовоспитания и саморегуляции.
- Принцип опоры на спонтанное развитие – предусматривает обучение детей умению опираться на собственный жизненный опыт, полученный ранее в ходе самостоятельного (спонтанного) развития.
- Принцип креативности – предполагает использование педагогом при организации воспитательно-образовательного процесса творческого подхода, использование инновационных и авторских методов и технологий. Все это способствует не только привлекательности процесса обучения, но и учит детей при решении практических и жизненных задач искать нестандартные и творческие пути.
Технология (средства и приемы) обучения
Технология обучения – это конкретные средства и приемы, которые педагог использует в учебном процессе.
В соответствии с Программой, обучение в современной школе должно носить развивающий характер, которому совершенно чужд фронтально-индивидуальный подход. Наиболее приемлемыми в данном случае являются такие формы работы с учащимися, которые опираются на самостоятельную и совместную учебно-познавательную деятельность учеников, осуществляемую под руководством педагога. Именно поэтому Программой не предусмотрено выполнение большого количества тренировочных упражнений, которые зачастую ученики выполняют механически. Авторы Программы предлагают использовать различного рода творческие задания и взаимосвязанные между собой учебные задачи.
Основными формами работы с учащимися являются такие, которые требуют от учеников умственной активности, например, в соответствии с Программой учащимся предлагается вместо решения десяти задач самостоятельно составить 1-2 задачи, так как сочинение всегда значительно эффективнее, чем изложение.
Программа исключает такой вид проверки знаний как опрос. Это связано с тем, что зачастую именно опрос вызывает наибольший стресс у учащихся. Исходя из этой позиции меняется и отношение к системе оценок. Наибольшее значение имеют не текущие оценки, которые в рамках Программы не рекомендуется ставить педагогу, а итоговые, которые следует выставлять не индивидуально, а на коллективном обсуждении. Эта идея была взята у Ш.А. Амонашвили.
Затрагивая тему контроля, авторы Программы предлагают свести к минимуму экзамены. Для проверки знаний вполне достаточно зачетов и письменных контрольных работ.
Однако полная отмена устных опросов и экзаменов на современном уровне педагогической и познавательной культуры практически не возможно.
Особое место в Программе уделяется и домашним заданиям. В соответствии с программной парадигмой, их не стоит исключать, однако основную отработку тренировочных заданий следует осуществлять на уроке.
Таким образом, Программа предполагает два основных подхода к повышению эффективности учебного процесса:
- Опора на внутреннюю мотивацию учащихся.
- Опора на мотивы успешности, которые появляются у ученика в процессе обучения.