Цель Программы
Программа «Из детства – в отрочество» (далее Программа) – это комплексная программа, разработанная коллективом авторов (Т.Н. Дронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик). Она предназначена для воспитателей и родителей, направлена на укрепление и сохранение здоровья детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, а также их всестороннее развитие и подготовку к обучению в школе.
Правовой основой взаимодействия ДОУ с семьей являются международные (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также Российские документы (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Название Программы имеет особый смысл, который заключается в том, что детство является уникальным и неповторимым периодом в жизни каждого человека, во время которого создается фундамент для дальнейшего успешного развития человека.
Цель Программы – создание в рамках семьи и воспитательно-образовательного учреждения благоприятных условий для полноценного формирования здоровья и всестороннего развития ребенка посредством профилактики и воспитания в контексте этнической самобытности, традиций и языка, а также организация образовательного процесса, направленного на развитие личности ребенка и его природных способностей.
Программа была разработана для детей дошкольного возраста (от 2-х до 7-ми лет). Особенность Программы заключается в том, что это первая Программа в которой подробно рассматривается значимость тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи воспитанника.
Для каждого возрастного этапа в Программе определены задачи, которые необходимо решать не только в рамках ДОУ, но и в рамках семьи по двум основным направлениям: «Развитие» и «Здоровье».
Каждое из направлений имеет две части:
- Вводная часть публицистического характера – ее цель привлечение внимания воспитателей и родителей.
- Основная часть – содержит цели и задачи, которые необходимо решать в ДОУ и в семье.
Задачи ДОУ и семьи в соответствии с Программой
Задачи ДОУ в рамках Программы:
- Формирование у детей представлений о природе, посредством представления информации в увлекательной для детей форме.
- Формирование представлений о характере взаимодействия животного и растительного мира.
- Формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, атмосферных и природных явлениях.
- Формирование элементарных представлений о комических предметах и явлениях.
- Упорядочивание и систематизация полученных знаний и сведений.
- Приобщение детей к элементарному, доступному возрасту экспериментированию.
- Развитие и совершенствование различных методов познания, в соответствии с возрастными возможностями ребенка.
- Формировать умения анализировать, сопоставлять и обобщать.
- Формировать умения делать элементарные умозаключения, предвидеть возможные события и планировать собственные поступки и действия.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, позитивное отношение к окружающему миру и людям, совершать положительные поступки.
Задачи семьи в рамках Программы:
- Обращать внимание ребенка на природные явления, животных, растения и т.д., учить наблюдать за ними и отмечать особенности.
- Читать познавательную и художественную литературу.
- Знакомить с живой и неживой природой, расширять представления о природных явлениях в разные сезоны.
- Знакомить с трудовой деятельностью, значимостью труда в жизни каждого человека, формировать первичные трудовые навыки посредством посильных поручений.
- Рассказывать о Родине, традициях, истории, выдающихся личностях и т.д.
- Развивать познавательные способности ребенка.
- Давать положительный пример заботливого отношения к другим людям, животным, природе и т.п.
- Посещать различные места, способные значительно расширить кругозор ребенка (парки, зоопарки, театры, выставки и т.д.).
- Обсуждать и анализировать совместно с ребенком увиденное, прочитанное, узнанное и т.д.
Таким образом, задачи, стоящие перед ДОУ и семьей не просто пересекаются, они дополняют друг друга, тем самым обеспечивая единство методов воспитания, обучения и развития ребенка в семье и в ДОУ.
Учебно-методическое обеспечение и особенности организации работы педагогического коллектива ДОУ
Одной из основных особенностей организации работы педагогических работников ДОУ является то, что в воспитательно-образовательный процесс активно включают родителей воспитанников. Взаимодействие воспитателей и родителей осуществляется в рамках Программы. Благодаря данному взаимодействию воспитатели приобретают помощников в лице родителей, а родители получают необходимый опыт педагогического сотрудничества. Кроме того осуществляется сохранение и единство методов и средств обучения, воспитания и развития детей в рамках ДОУ и семьи.
Учебно-методическое обеспечение Программы представлено достаточно большим пакетом пособий, разработанным авторами Программы. Данный пакет содержит программно-методические материалы для каждой возрастной группы.
В Программе представлены методические пособия по каждому разделу, причем, не только для воспитателей, но и для родителей. Для детей специально разработаны рабочие тетради. Помимо этого авторы разработали примерные планы по каждому из разделов и методики диагностики детей.
Комплект методических пособий Программы содержит полное годовое планирование работу с детьми, для каждой возрастной группы в отдельности. Однако последовательность планирования воспитателем рабочего материала осуществляется им самостоятельно, с учетом индивидуальных потребностей, возможностей и интересов детей, их психологического и физического здоровья, уровня и темпов развития и уровня исходной подготовленности к процессу обучения.
Программа и комплект методических пособий прошли широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов. В настоящее время Программа активно применяется в современных детских садах.