Психологическая профилактика аддиктивного подросткового поведения
Аддиктивное поведение – это форма реализации деструктивного, асоциального поведения, проявляющаяся в наличии психологического дисбаланса и стремлении уйти от него за счет специальных веществ или выполнения действий, способствующих уходу от реальности.
Аддиктивное поведение развивается в результате приема спиртосодержащих напитков, психотропных препаратов, наркотических веществ, погружении в игровую зависимость. Также, аддиктивным можно охарактеризовать и трудовую зависимость т.е. когда человек уходит от реальности, не желая разрешать какие-то проблемы, и полностью погружается в работу, а также, «заедание» проблем т.е. употребление пищи в чрезмерных количествах, с целью забыть о какой-то проблеме.
Причиной формирования аддиктивного поведения выступает какое-то страдание личности и ее желание не чувствовать боли и уйти от реальности, либо же, саморазрушиться, за счет употребления опасных для здоровья веществ.
Развитие аддиктивного поведения выступает следствием нарушения психических процессов организма, когда он не способен контролировать свое поведение, саморегулировать свою деятельность, имеет проблемы с самооценкой, с заботой о себе, выражением своих чувств и эмоций.
Развитие такого поведения, а соответственно и психических отклонений, которые его вызывают, требует профилактических мер.
Рисунок 1. Профилактика аддиктивного подросткового поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психологическая профилактика аддиктивного поведения реализуется по специальной технологии. Она основывается на научных данных в области психологии и поведенческих реакциях, а также современных исследованиях в области развития аддиктивного поведения.
Психологическая профилактика аддиктивного поведения реализуется в несколько стадий:
- Диагностика. Она включает в себя рассмотрение личности и ее основных характеристик, показателей и факторов ее развития, которые могут повлиять на развитие аддиктивного поведения. Кроме того, анализируется психологическое состояние организма ребенка: определяется его самооценка, стрессоустойчивость, коммуникативные способности, наличие тревожности, способности или неспособности к эмпатии, эмоциональное восприятие, наличие агрессивности и т.д. Все эти показатели отражают подверженность организма развитию психического дисбаланса, психических расстройств и формирование аддиктивного поведения. на стадии диагностики, важно рассмотреть все возможные угрозы, способные привести к развитию аддиктивного поведения. Нельзя обойти стороной условия проживания ребенка, семейный микроклимат, его окружение, дружеские контакты, а также интересы и потребности ребенка, его увлечения.
- Развитие компетентности подростка. Подростковый возраст требует ознакомления индивида с навыками психического и сексуального поведения, с основами культуры межличностных коммуникаций, с навыками установления положительных коммуникативных связей, с умением преодолевать конфликты, контролировать свое поведение и бороться со стрессами, независимо от их направленности и причины возникновения. На этой стадии осуществляется ознакомление подростка с этими направлениями в виде прохождения консультаций, бесед, чтения лекций, проведения обсуждений в группах.
- Организация тренинговых занятий. Они ориентированы на личностный рост подростка, коррекцию его психических дисфункций, личностных особенностей, несущих угрозу развитию аддиктивных форм поведения, а также мотивацию к саморегуляции и самоконтролю и формирование умения работать над собой, корректировать свои недостатки, преодолевать трудности, уметь выходить из стрессовых ситуаций без использования разнообразных веществ и средств, несущих угрозу для жизни и здоровья.
Психологическая профилактика формирования аддиктивного поведения включает в себя изменение воспитательного процесса в семье и в образовательных учреждениях. Необходимо внедрять современные научно обоснованные приемы и методы, основанные на дифференцированном, индивидуальном подходе к организации учебно-воспитательного процессе. Кроме того, необходимо повышать психологическую грамотность педагогов и родителей.
Организация тренинговых занятий, ориентированных на профилактику аддиктивного поведения
Тренинговые занятия нацелены на обеспечение условий для каждого ребенка, позволяющих ему сделать осознанный и верный выбор пути своего развития. На тренинговых занятиях проводится рассмотрение разнообразных аспектов аддиктивного поведения, путей его развития, важности недопущения его формирования и негативном влияние на жизнь и здоровье отдельной личности и социальной среды в целом.
Тренинговые занятия состоят из следующих аспектов:
- Познавательный – ознакомление подростков с тем, что представляют собой психотропные вещества, чем они опасны, к каким последствиям приводит их употребление, что представляет собой аддиктивное поведение и почему так важно не допустить его развития;
- Аутопсихологический – формирование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие умения планировать свою деятельность и прогнозировать ее последствия, формирование навыков и мотивации к формированию социального иммунитета, развитие навыков принятия решений, формирования и выражения собственной жизненной позиции;
- Оценочный – формирование у подростка ценностных ориентаций, собственных установок, жизненный ориентиров, отношения к себе, другим людям и социальной среде в целом, развитие стремления вести здоровый образ жизни и бороться с факторами, угрожающими жизни и здоровью;
- Здоровьесберегающий – постановка ценности здоровья на осознанную и приоритетную позицию. У подростка необходимо выработать уверенность в том, что успех его деятельности, счастье опирается на здоровье, его нарушение приведет к необратимым последствиям, которые навредят его профессиональной и иным направлениям деятельности. Необходимо формировать у подростков способность к осознанию своего «Я», своих чувств и желаний, выбору жизненного пути. Сюда же, входит ознакомление с профилактическими мерами и способами борьбы с зависимостью, опытом людей, которые смогли преодолеть различные зависимости.