Факторы эмоционального выгорания в работе педагогов ДОУ
Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, включающийся при решении индивидом сложных задач, попадании в непростую жизненную ситуацию, справиться с которой не представляется возможным.
Эмоциональное выгорание является психологическим приемом защиты организма, связанным с уходом от реальности, которая представляется сложной и многогранной, несущей негативное воздействие на личность.
Эмоциональное выгорание в педагогической профессии является достаточно часто встречающимся явлением. Оно возникает из-за того, что педагог не имеет достаточной компетенции, творческого потенциала для реализации образовательных задач и совершении действий, которые от него требуются.
Эмоциональное выгорание является следствием неоправданных ожиданий родителей, которые имеют свое представление о развитии ребенка, формировании у него определенных умений и навыков, перегруженностью профессиональными обязанностями, не дающими педагогу отдыха и возможности осуществления своих желаний и потребностей, а также разногласия с коллегами и руководством или невыполнимыми требованиями и условиями работы.
Эмоциональное выгорание является важной проблемой реализации педагогической деятельности, поскольку воздействует, как на самих педагогов, так и на их окружение: друзей, коллег, воспитанников, учащихся. Особенно важно, не допустить профессионального выгорания педагога дошкольного образования. Ведь, он выполняет социально значимую функцию – социальное становление подрастающего поколения, имеющего свои возрастные особенности и потребности.
Эмоциональное выгорание педагога формируется под влиянием следующих факторов:
- Внешние факторы: особенности профессиональной работы педагога, требующей таких личностных качеств, как: сопереживание, сочувствие, воля, ответственность, уважение к возрастным особенностям развития ребенка, принятие ошибок; условия трудовой деятельности педагога: низкая заработная плата, постоянное нервное напряжение, длинная рабочая неделя, недостаточность времени на отдых и реализацию своих интересов, несоответствие реальных итогов обучения запланированным; внедрение новшеств в образовательную сферу, приводящих к изменению взаимоотношений в педагогическом коллективе, формированию конфликтов.
- Внутренние факторы: отсутствие навыков коммуникативного взаимодействия. Если педагог не умеет строить коммуникативные связи, решать проблемные ситуации, принимать обдуманные решения, контролировать свои эмоции, то его эмоциональный срыв неизбежен в данной профессии, особенно в работе с детьми дошкольного возраста. Кроме того, педагог дошкольного образования должен обладать личностными качествами: терпимость, любовь к детям и профессиональным мастерством, позволяющим ему реализовывать работу с дошкольниками. Педагог может иметь какие-то семейные проблемы, которые влекут за собой неудовлетворенность его профессиональной деятельностью. Его может не устраивать его заработная плата, поскольку она не дает решить ему жилищные и иные личные проблемы.
К основным факторам, играющим роль в развитии эмоционального выгорания педагога ДОУ, относятся:
- Статус педагога в трудовом коллективе.
- Особенности коллектива детской группы.
- Трудовая мотивация педагога.
- Социально-психологическая атмосфера ДОУ и микроклимата в группе малышей.
Этапы и признаки эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Эмоциональное выгорание выступает способом экономии расходования ресурсов организма. Оно активизируется тогда, когда организм истощен и требует замедления темпов активности профессиональной и иных видов деятельности педагога. При этом, если факторы эмоционального выгорания имеют яркую степень проявления и активно воздействуют на организм педагога длительное время, то может возникнуть дисбаланс профессиональной деятельности педагога, нарушатся его отношения с коллегами, детьми и родителями. Это отрицательно скажется на итогах воспитательной работы педагога и его профессиональной карьере.
Кроме того, эмоциональное выгорание отдельного педагога оказывает отрицательное воздействие на весь коллектив и всю образовательную организацию. Это обусловлено следующими показателями:
- Снижение продуктивности работы педагога;
- Рост количества ошибок его работы;
- Невозможность решать общие педагогические проблемы и достигать цели и задачи образования;
- Принятие необдуманных решений, способных повлечь отрицательные последствия для всего учреждения образования.
Основными признаками развития эмоционального выгорания педагога ДОУ являются:
- Безразличное отношение к своей профессиональной деятельности и ее итогам.
- Равнодушие и отрешенность.
- Постоянная забывчивость.
- Непринятие себя и постоянное недовольство деятельностью окружающих.
- Отсутствие инициативы.
- Эмоциональная нестабильность.
- Апатичное состояние.
- Агрессивное поведение, нахождение в нервном напряжении.
- Ощущение личной и профессиональной несостоятельности.
- Закрытость общению, замкнутость.
- Поиск конфликтов и их постоянное самостоятельное развитие.
Эмоциональное выгорание педагога ДОУ не является резко возникающим процессом. Он имеет определенные этапы его формирования:
- Нервное напряжение педагога. Оно вызвано профессиональными особенностями его деятельности, условиями труда, несоответствием ожиданий итогов своей деятельности их реалиям, сложный контингент детей, ответственность за их жизнь, здоровье и развитие.
- Развитие противостояния стрессу и защита от него. Педагог стремится оградить себя от развития стрессовых ситуаций, уйти от проблем, чтобы исключать испытание неприятных эмоций и ощущений.
- Эмоциональное истощение. Педагог перестает испытывать какие-то эмоции в своей работе, его психические ресурсы сокращаются. Это происходит из-за того, что на этапе сопротивления, его действия оказались неэффективными. Проблемы не искоренились сами собой, игнорирование не принесло должного эффекта.
На каждой стадии педагогу требуется оказание помощи, чтобы не допустить перехода на новый этап и достижения этапа эмоционального выгорания.