Сущностные аспекты профессиональной мобильности педагога
Профессиональная мобильность педагога – это личностное свойство педагога, дающее ему возможность свободной адаптации к новым профессиональным условиям, быстрым темпам развития системы образования и скорости меняющихся требований к уровню мастерства и профессионального развития педагога.
Профессиональная мобильность педагога является ведущим условием реализации им своей профессиональной деятельности, ее успешного и плодотворного выполнения, достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная мобильность является шагом к профессиональному росту и развитию педагога, толчком к его саморазвитию и самореализации.
Рисунок 1. Профессиональная мобильность педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы полноценно отразить сущность профессиональной мобильности педагога, требуется рассмотреть основные характеристики данной категории и отличительные признаки профессиональной мобильности. К ним относятся:
- Профессиональная компетентность педагога. Она отражает уровень его педагогических знаний и навыков педагогической деятельности;
- Знание технологий, методов и принципов реализации образовательной деятельности, закономерностей образовательного процесса разного уровня и их соблюдение в педагогической практике;
- Наличие личностных качеств, способствующих адаптации педагога к профессиональной деятельности и, повышающих успех самореализации, самоутверждения и саморазвития педагога.
Профессиональная мобильность педагога бывает следующих типов:
- Внутренняя мобильность. Она ориентирована на первостепенное развитие личностных качеств педагога и освоении им новых подходов к профессиональной деятельности;
- Внешняя мобильность. Она предполагает изменение педагогом своей должности, направления педагогической деятельности, рода занятий;
- Вертикальная мобильность. Она отражает продвижение педагога по карьерной лестнице;
- Горизонтальная мобильность. Она отражает непрерывное движение педагога, ориентированное на повышение профессионального мастерства, которое будет признано и оценено обществом.
Необходимость развития профессиональной мобильности педагогов
В современном обществе профессиональная мобильность является важным качеством любого человека. Она способствует успешной социализации в профессиональной сфере деятельности и приспособлению к скоротечности процессов, быстрой смене окружающих реалий.
Что касается профессиональной мобильности педагогов, то необходимость ее развития обусловлена следующими параметрами:
- Создание новых концептуальных основ образовательной деятельности.
- Рост объема производимой информации и информации, потребляемой обществом.
- Интеграция образовательной деятельности и всех процессов в образовательной среде.
- Необходимость перевода образовательной деятельности на новый, более качественный и продуктивный уровень развития.
Современное общество предъявляет повышенные требования к системе образования. Предполагается выпуск специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, владеющих адаптацией к быстро меняющимся условиям социальной среды и способных к саморазвитию и быстрому реагированию в ответ на меняющиеся реалии времени. Все это требует развития данных качеств у педагога, которые будут работать над собой и своим саморазвитием, передавая учащимся эти навыки.
Составные компоненты профессиональной мобильности педагога
Составными компонентами профессиональной мобильности педагога являются:
- Свойства личности педагога, выступающий базой его профессионального роста и развития.
- Самореализация педагога в профессиональной сфере деятельности.
- Потребности, готовность и желание педагога преобразовывать себя и окружающий мир.
Самым важным компонентом профессиональной мобильности педагога являются свойства его личности, дающие основу его плодотворной профессиональной деятельности и профессионального развития. К таким качества относятся:
- Активность. Она отражает желание, потребность педагога в освоении новых направлений профессиональной деятельности, покорению новых высот, открытость новым достижениям;
- Открытость. Она отражает склонность педагога к уходу от стереотипов профессиональной педагогической деятельности, использованию новых подходов в обучении и воспитании, новых форм работы, методов и технологий;
- Адаптивность. По сути, она представляет собой, профессиональную гибкость педагога т.е. умения приспосабливаться к различным профессиональным ситуациям, условиям реализации образовательной деятельности, с сохранением ее качества и результативности;
- Коммуникативность. Она отражает умение взаимодействовать в профессиональной сфере деятельности с другими ее участниками, находить общий язык, выстраивать положительное и продуктивное взаимодействие с учащимися и родителями, легко вступать в новые профессиональные отношения, сходиться с новыми людьми: руководством, педагогическим коллективом, учащимися;
- Компетентность. Она отражает полноценное владение профессиональными основами деятельности, готовность и стремление к повышению мастерства, саморазвитию и самореализации;
- Креативность. Здесь имеется ввиду творческий подход педагога к делу, готовность к новшествам и инновациям, изменению подходов и форм работы, принятию нестандартных профессиональных решений.
Условия формирования профессиональной мобильности педагога
Для развития у педагогов основ их профессиональной мобильности, в педагогической среде должны быть созданы определенные условия, которые стимулируют это развитие. К ним относятся:
- Мотивационная среда в профессиональной сфере деятельности. Предполагается создание условий в учебном заведении, где работает педагог, стимулирующих развитие его интереса к собственному развитию, саморазвитию, самообучению, самосовершенствованию;
- Разработка педагогом собственного маршрута своего профессионального развития, в опоре на свои знания и навыки деятельности, потенциальные возможности;
- Непрерывное обучение педагогов, ориентированное на повышение их профессионализма и уровня квалификации. Оно должно быть организовано руководством и носить периодический характер. Тем более, что сейчас для этого имеется больше количество средств организации обучения;
- Заинтересованность педагогом результатами своего труда. Имеется в виду, что педагог должен осознавать необходимость своего профессионального роста и развития для себя и для общества. Это может быть выражено достойным уровнем оплаты труда, поощрениями за достижения, за профессиональные успехи, признанием обществом заслуг педагогического труда.
Рисунок 2. Методы повышения профессиональной мобильности педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ