Профессиональная карьера – это продвижение вперед в определенной области деятельности.
Понятие и виды профессиональной карьеры в педагогике
Термин «профессиональная карьера» был заимствован педагогикой из экономики. В рамках педагогики, «карьера» рассматривается не столько как продвижение по должностной «лестнице», сколько как реализация самого себя и собственных возможностей.
При рассмотрении профессиональной педагогической деятельности как профессиональной карьеры, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на том, что в педагогике она рассматривается в двух видах.
Виды профессиональной карьеры в педагогике:
- Вертикальная карьера – это постепенное продвижение педагога по должностным ступеням в организационной иерархии;
- Горизонтальная карьера – это продвижение педагога «внутри» профессии, то есть постепенное становление его как профессионала.
Сущность горизонтальной карьеры заключается в том, что педагог «растет» как профессионал. Причем его карьерный рост является осознанной потребностью в профессиональной уверенности и устойчивости, повышении результативности собственной профессионально-педагогической деятельности. «Рост» педагога в профессии делает его конкурентоспособным и востребованным.
Выбор вида профессиональной карьеры зависит от следующих факторов:
- Возможность свободной реализации собственной траектории развития, в соответствии с индивидуальными потребностями педагога, а также требованиями, которые предъявляются к его профессиональной деятельности со стороны общества и государства.
- Возможность, предоставляемая государством и образовательной организацией, в области непрерывного профессионально-педагогического образования и повышения мастерства.
- Собственное профессиональное самоопределение и профессионализм, которые ставят педагога в позицию субъекта профессионально-педагогической деятельности.
Карьерный рост и развитие
Профессиональная карьера предусматривает соответствующий карьерный рост и развитие, которые, по мнению психологов, становятся механизмом профилактики возможных кризисных периодов и связанных с ним синдромов профессионального выгорания и дезадаптации.
Путь к успешной профессиональной карьере в первую очередь зависит от осознания человеком того, что он действительно желает быть педагогом, хочет расти и развиваться в данном направлении. Каждый будущий педагог должен понимать, что профессия педагога – это не просто работа, а и призвание, и соответствующий образ жизни. Педагог должен не просто передавать детям знания, умения и навыки, но и подавать своим поведением, внешним видом и т.д. положительный пример детям, с которыми он работает и общается. То есть, каждый, кто решается выбрать профессию педагога должен понять, что это не только определенные профессиональные знания, но и мышление.
Профессиональный карьерный рост и развитие педагога, начинается с момента его обучения в вузе. Уже в этот период будущий педагог получает теоретические знания и апробирует их на практике, тем самым он понимает, какие знания и умения будут более востребованы в профессиональной деятельности. Соответственно в этом направлении он будет их расширять и совершенствовать, тем самым будет «расти» как профессионал.
Кроме того, с момента выхода на практику, непосредственно связанную с работой с детьми, педагог начинает собирать собственное портфолио, которое наглядно показывает его профессиональный рост и развитие.
Приобретение педагогического опыта и соответствующей педагогической квалификации, ставит перед педагогом вопрос, который порой сложно решить одномоментно: «остаться на всю жизнь педагогом и продолжать расти в профессиональном плане или искать для себя место руководителя (например, учебного заведения)?».
Таким образом, профессиональный карьерный рост и развитие способствуют тому, что педагог «растет» в профессии, стремится расширять свои знания, умения и навыки, то есть он не «консервируется» на определенном уровне.
Понятие профессиография
В профессиональной карьере педагога отмечают три важных момента, оказывающих влияние на его профессиональный рост и развитие:
- Успешность педагогической деятельности во многом зависит не столько от теоретических знаний, сколько от собственного практического опыта и личного метода преподавания.
- Каждый педагог должен постоянно развивать и поддерживать на должном уровне определенные педагогические способности.
- Каждый педагог должен уметь радоваться не только собственным успехам, но и успехам коллег.
Для того, чтобы данные моменты имели место быть в профессиональной карьере педагога, ему необходимо постоянно работать над собой и ориентироваться на признаки профессиографии:
- Ходить на работу с удовольствием
- При выполнении работы и получении высоких результатов, получать заряд внутренней энергии.
- Постоянно ощущать полезность собственного труда, помнить его значимость и ценность для общества и государства.
- Испытывать гордость за достигнутые высоты, радоваться достижениям коллег и учащихся.
- Уважать труд коллег.
- Смотреть на собственную профессиональную деятельность и карьерный рост с оптимизмом.
Секрет успешной профессиональной карьеры педагога во многом зависит от тех знаний и умений, которые он получил в процессе обучения в вузе, а также от того настроя, который ему дали преподаватели. Именно преподаватели вуза, обучая будущих педагогов с самого первого курса должны воспитывать в них стремление к профессиональному росту, построение собственной профессиональной карьеры.
Таким образом, профессиональная карьера предполагает постоянное повышение собственной конкурентоспособности и расширение собственной горизонтальной карьеры.