Проектирование образовательного процесса: понятие и значение
Проектирование образовательного процесса – это составление плана работы педагога на ближайшую перспективу с определением целевого назначения учебно-воспитательной работы, ее итогов, необходимых преобразований учащихся, которых требуется достичь, методов и технологий работы в течение определенного временного промежутка реализации педагогической деятельности.
Проектирование создает особый продукт – проект, отражающий динамику и ход будущего процесса обучения и воспитания.
Проектирование производится при планировании учебно-воспитательной работы в целом и отдельного учебного занятия, в частности.
Составление проекта учебной деятельности означает:
- Постановку целей и задач педагогической деятельности, которые необходимо решить на конкретном этапе реализации учебно-воспитательного процесса. К примеру: развитие навыков чтения, письменной речи, решения математических задач.
- Отбор учебного материала для работы. Педагог планирует какую учебную литературу будет использовать в обучении, выбирает дополнительные наглядные или иные пособия.
- Выбор методических средств и приемов работы, организации системы взаимоотношений и взаимодействия между педагогом и учащимися.
- Составление прогнозов учебной работы детей. Педагог делал прогнозы на основе возрастной специфики развития ребенка, особенностей учебной дисциплины, которая изучается и принимаемых мер, по формированию действий учащихся.
Основные требования ФГОС к проектированию образовательного процесса
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) содержат информацию об организации педагогического процесса и создании учебно-воспитательной среды в образовательном заведении, определяют порядок организации педагогической работы и построения учебно-воспитательного процесса.
Стандарты затрагивают всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей.
ФГОС включает в свой состав три основные группы требований:
- Требования, предъявляемые к итогам освоения образовательной программы начального обучения.
- Требования, предъявляемые к итогам освоения программы средней образовательной школы.
- Требования, предъявляемые к итогам освоения учащимися программы общего образования старшей школы.
ФГОС общего образования имеют свои особенности и требования, предъявляемые к каждому уровню обучения и реализации педагогического процесса и его итогам на этих уровнях.
Федеральные стандарты базируются на системно-деятельностном подходе в организации своих требований, предъявляют определенные требования к освоению учащимися образовательных программ на разных уровнях обучения и формированию соответствующих учебных компетенций.
Требования ФГОС к проектированию образовательного процесса сводятся к развитию у учащихся универсальных учебных действий различного характера: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Их развитие должно быть учтено при проектировании образовательного процесса в обязательном порядке.
Разработка образовательной программы относится к компетенции самого образовательного учреждения. Она должна проектироваться с учетом требований ФГОС и не противоречить законодательству РФ в области образования, а также общей образовательной программе, утвержденной Министерством образования.
Требованиями ФГОС определяются основные разделы образовательной программы, которые должны быть отражены при ее проектировании:
- Программы образования по отдельным дисциплинам и курсам должны включать пояснительную записку, отражающую целевое назначение реализации программы, с учетом особенностей конкретной учебной дисциплины.
- В программе должны отражаться особенности и характеристики учебной дисциплины.
- Программа должна прописывать место учебной дисциплины или ее отдельного курса в учебном плане.
- Итоги освоения учебной программы разного характера.
- Программа включает содержание конкретной учебной дисциплины и ее отдельного курса.
- Составление планов по отдельным темам учебной дисциплины и ее курсов.
- Конкретизация учебно-методического и материально технического снабжения педагогической деятельности.
- Планы и прогнозы освоения учебной программы, дисциплины, курса.
Технологическая карта, как инструмент проектирования образовательной программы
Проектирование образовательной программы осуществляется на основе применения технологической карты.
Технологическая карта – это инструмент представления технологического процесса осуществления педагогической деятельности, выступающий в виде документации, отражающей полноценный процесс изучения конкретной учебной дисциплины или курса, технологические режимы, временные рамки и материалы, используемые в ходе изучения.
Технологическая карта может составляться по образовательному процессу в целом, например, за год, полугодие, четверть или по отдельному уроку.
Технологическая карта урока – это планирование сценария проведения учебного занятия, с выбором различных средств и методов ее организации и построения системы взаимодействия между педагогом и учащимися.
Технологическая карта является самым продуктивным инструментом проектирования образовательного процесса. Она позволяет связать основные параметры образовательного процесса: целевое назначение образования, диагностические мероприятия, инструментарий, систему коррекции и логическую структуру действий.
Использование технологической карты способствует переводу педагогического мышления на новый уровень, который открывает для педагога возможности более точного прогнозирования реализации учебно-воспитательной работы, открывает видение педагогом основных элементов проектируемого образовательного процесса и возможности использования наиболее оптимальных средств и инструментария для их описания и составления прогнозов развития.
Технологическая карта позволяет спроектировать каждый этап учебного занятия, их количество, последовательность реализации и содержание, которое выбирается на основании типа учебного занятия и особенностей конкретной учебной дисциплины.