Определение понятия "история педагогики". Основные проблемы истории педагогики
История педагогики – это отрасль педагогической науки, которая изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.
Главными источниками исследования в этой области являются:
- официальные материалы и нормативные документы, связанные со сферой образования;
- учебники, учебные пособия, программы;
- труды педагогов, педагогическая пресса;
- архивные материалы, мемуарная и критическая литература.
На сегодняшний день перед этой наукой стоит ряд сложных нуждающихся в решении проблем:
- проблема европоцентризма
- проблема соотношения подлинного исторического текста и его интерпретаций
- пробелы в истории педагогики
- проблема соотношения отечественного и западного опыта
- проблема исследования недавнего прошлого
Проблема европоцентризма
На протяжении всей истории педагогическая мысль развивалась под влиянием религии и философии. В русской педагогической историографии эти направления развития педагогики были изучены недостаточно глубоко. Наибольшее значение для педагогики в России имели педагогические основы Древней Греции, Древнего Рима, Византии, позднее Западной Европы. Считается, что такое отношение к этому вопросу является достаточно узким. Помимо наследия Древней Греции, Древнего Рима, Византии и Европы сегодня так же актуально изучение педагогической мысли, которая развивалась на Востоке, В Африке, Америке. Эти направления считаются достаточно перспективными. Основная проблема современной истории педагогики - это европоцентризм. Следует так же отметить, что эта проблема не только истории педагогики, но и других областей знаний. Современному человеку знакомо гораздо больше имен ученых, композиторов, писателей европейского происхождения, и совсем мало известных делителей Азии, Африки и пр.
Проблема соотношения подлинного исторического текста и его интерпретаций
Еще одной проблемой современной истории педагогики является проблема соотношения подлинного исторического текста и его интерпретации. Большинство источников, по которым мы судим о развитии педагогической науки в мире являются лишь переведенными текстами, мы сталкиваемся лишь с интерпретацией оригиналов. Достаточно часто эти интерпретации уходят далеко от подлинного содержания текстов. При переводе мы видим этот текст через глаза переводчика, но не автора. Все становится намного запутаннее в тех случаях, когда речь идет о древних и уже мёртвых языках. Достаточно часто можно встретить ситуации, когда в современном русском языке попросту нет эквивалентов для понятий, которые считались ключевыми для автора оригинального текста. Бывают и случаи, когда приходится прибегать к переводам, даже когда мы имеем дело с русским литературно-педагогическим наследием. Сегодня современный образованный человек с большей вероятностью сможет прочитать в подлиннике статью Джона Дьюи, нежели разобраться в «Поучении Владимира Мономаха». Переводы же древнерусских текстов зачастую совершенно искажают их смысл. За интерпретатором-переводчиком идет интерпретатор-составитель, он по своему усмотрению может сократить представленный текст, выбрав по своему собственному мнению, что для читателя будет более важным.
Достаточно часто прежде чем историко-педагогические источники престанут перед широкой публикой, они проходят через множество рук и умов.
Пробелы в истории педагогики
В современной истории педагогики много неполной информации. Некоторые подобные белые пятна появились из-за отсутствия объективного исторического материала, а некоторые были созданы специально. Были в истории моменты, когда отпрядённые педагогические положения игнорировались намеренно. В определённых случаях речь идет не о не изученности определенных понятий, а о неправильной интерпретации, которая создаёт не правильное видение ситуации. Яркий пример чрезмерно преувеличенное внимание к представителям революционно-демократической педагогической мысли России XIX века, например, к Чернышевскому, Добролюбову. Они на самом деле оказали влияние на развитие педагогической мысли того времени, однако сами педагогами не являлись, и все свои идеи выдавали не последовательно и не систематизировано. В то же время незаслуженно забываются педагоги того времени, которые вели длительную и обширную педагогическую практику, оставили свои ценные труды и идеи.
Проблема соотношения отечественно и западного опыта
Еще одна важная проблема истории педагогики - это соотношение отечественного и западного педагогического опыта. Проблема состоит в разном понимании образования как элемента национальной культуры. Эту проблему исследует такая отрасль исторической педагогики как компаративная педагогика. В этом случае составляет большую сложность определить кому принадлежит приоритет в формировании нового научного направления, рождена ли была новая концепция в национальной культуре или же была заимствована из другой.
Проблема исследования недавнего прошлого
Отдельной проблемой истории педагогики является исследование недавнего прошлого, а именно педагогики второй половины XX века. Собственно, вопрос состоит в следующем: какие концепции уже принадлежат к истории, а какие относятся к современной педагогике. Каждый понимает этот вопрос по-своему, это главным образом философский вопрос. Недавние события изучать особенно сложно, так как они вызывают максимальное количество противоречий. Даже периода в несколько десятилетний недостаточно, чтобы взять некую педагогическую идею в рамки и посмотреть на нее отстранённо. Трудности в науке проецируются и на трудности в изучении предмета.
Заключение
Исходя из вышесказанного, мы наглядно видим, что сегодня история педагогики стоит лицом к лицу перед рядом важных научных проблем. Однако следует учитывать тот факт, что данная отрасль знаний является сравнительно молодой, ей насчитывается всего около 300 лет, так же эта наука имеет достаточно сложный предмет, однако она все-таки может представить учителю необходимые знания по своему предмету.