Виды проблемных ситуаций на уроке математики в начальной школе
Проблемное обучение — это совокупность определенных действий, таких как: разработка и организация проблемных ситуаций, формулировка проблем, оказание учащимся помощи в их решении, проверка данных решений, а также руководство процессом систематизации и закрепления получаемых знаний.
Проблемная ситуация – это одно из средств организации проблемного обучения, являющееся начальным этапом момента мышления учащихся, вызывающим у них познавательную потребность учения и создающим необходимые внутренние условия для успешного усвоения нового учебного материала и способов деятельности.
Проблемные ситуации на уроках математики в начальной школе могут быть разнообразные:
В зависимости от содержания проблемной ситуации (неизвестными могут быть цель, объект деятельности, условия решения, способ деятельности и т.д.).
В зависимости от уровня проблемности:
- возникшие независимо от приемов;
- вызываемые педагогом и решаемые с его помощью;
- вызываемые педагогом и решаемые учащимися самостоятельно;
- сформированные и решенные учащимися самостоятельно.
В зависимости от технологических особенностей – созданные непреднамеренно, либо с определенной целью; проводимые в форме эвристической беседы или проблемной демонстрации и т.д.
В зависимости от используемых проблемных технологий – направленные на активизацию познавательной деятельности, применение учащимися собственных знаний, умения анализировать и т.д.
В зависимости от используемых активизирующих действий – наводящие вопросы или действия педагога, выделение новизны и важности решения проблемной ситуации и т.д.
Основные функции проблемного урока математики в начальных классах:
- Стимулирование у учащихся умственного поиска, то есть направление его на самостоятельную деятельность по поиску наиболее оптимальных способов решения.
- Формирование у учащихся познавательного интереса и способностей, мотивов деятельности, а также универсальных учебных действий в области математики.
Схема организации проблемного урока математики в начальной школе
Использование проблемного обучения на уроках математики в начальной школе требует от педагога разработки разнообразных проблемных ситуаций.
Математические проблемные ситуации создаются педагогом с использованием следующих методов и приемов:
- Проблемные ситуации, связанные с удивлением – педагог предъявляет учащимся противоречивые теории, факты или точки зрения; объяснят суть ежедневных жизненных ситуаций с точки зрения математики; показывает научные факты с помощью простого эксперимента или наглядности.
- Проблемные ситуации, связанные с затруднением – решение практических заданий, которые кажутся невыполнимым вовсе, доказать учащимся, что оно решается.
После того как педагогом будут разработаны проблемные ситуации, необходимо предусмотреть возможные интеллектуальные затруднения у учащихся. Это нужно для формирования у детей познавательной активности, самостоятельности и учебно-универсальных действий в области математики.
Как показывает практика, выделяют следующие виды интеллектуальных затруднений:
- Затруднения при поиске и открытии учащимися новых законов или правил. В данном случае педагогу необходимо оказать ученикам помощь посредством дополнительных наводящих вопросов.
- Затруднения, возникающие при поиске способа применения новых знаний и умений. Данное затруднение разрешается посредством организации практических занятий, в рамках кружка или факультатива.
В основном указанные затруднения возникают в тот период, когда педагог только вводит в учебный процесс проблемные методы обучения. Со временем учащиеся все лучше овладевают умениями и навыками по самостоятельному поиску необходимой информации и работе с ней. С каждым разом поиск решения проблемы становится все более структурированным и поэтапным. Особенно если дети работают в группе или команде, они получают навыки по распределению работы между собой, зная свои «сильные» и «слабые» стороны.
Задания с различным уровнем проблемности
На уроках математики в начальной школе используются различные типы проблемных задач, которые разработаны специально для курса математики в младших классах.
Подбор готовы проблемных заданий с разным уровнем сложности требует от педагога знаний об учащихся. В первую очередь он должен владеть информацией об интеллектуальном уровне детей, умении работать в команде, развитости самостоятельности, активного и творческого мышления.
Еще одним немаловажным фактором, оказывающим влияние на подбор проблемных заданий, является их направленность. То есть, педагог должен четко представлять, для чего ему необходимо использовать проблемные задания на уроке математики. Это может быть развитие познавательной деятельности, формирование учебных умений и навыков.
После того, как педагогом будут сформированы цель и задачи урока математики, собрана вся необходимая информация об учащихся, он может приступать к подбору проблемных заданий по математике.
Различают следующие типы проблемных заданий, разработанных для учащихся начальных классов:
- Задачи с недостающими данными.
- Задачи с лишними данными.
- Задачи, имеющие несколько решений.
- Задачи, имеющее меняющееся содержание.
- Задачи, направленные на логическое мышление и сообразительность.
Применение проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе не является новшеством, оно требует лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математике. Для обеспечения развития творческих способностей учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определенная система.
Таким образом, организация проблемного урока математики в начальных классах подразумевает использование разнообразных проблемных ситуаций, которые педагог может разработать самостоятельно или подобрать готовые.