Сущность и особенности методики проблемного обучения
Проблемное обучение – это совокупность определенных действий педагога, выполняемых в следующем порядке: организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учащимся необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенного объема знаний.
Основой проблемного обучения являются идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, основой обучения которой был не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
К основным психологическим условиям успешного применения проблемного уважения относят:
- проблемные ситуации должны соответствовать целям формирования системы знаний;
- они должны быть доступны ученикам и соответствовать их познавательным способностям;
- проблемная ситуация должна вызывать собственную познавательную активность и деятельность;
- задания должны быть такими, чтобы ученик не мог выполнить их с опорой на уже имеющиеся у него знания, но достаточными, чтобы самостоятельно проанализировать проблему и найти неизвестное.
Дидактическая система состоит из следующих принципов организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:
- организация основной части учебного материала от общего к частному;
- начинать обучение актуализацией через создание проблемной ситуации благодаря введению новой информации;
- новые понятия и принципы должны вводиться и через использования деятельности учащихся, направленной на решение учебных проблем, и через объяснение их сущности;
- усваивать понятия и способы умственной деятельности через применение соответствующих им знаковых систем и образов посредством анализа информации, решения учебных проблем и классификации конкретных объектов;
- формирование у учеников системы приемов и способов умственной деятельности для разных видов проблемных ситуаций;
- обеспечение учащихся текущей информацией, касающейся результатов его собственных действий, необходимой для самооценки;
- предоставление учащимся необходимых источников информации и управление ее анализом, систематизацией и обобщением.
Проблемная ситуация – ядро проблемного обучения
Проблемная ситуация – ядро проблемного обучения, посредством которого пробуждают мысль, познавательные потребности, активизируют мышление, создают условия для формирования правильного обобщения. Создание проблемной ситуации, которая определяет начальный момент мышления – необходимое условие организации процесса обучения, которое способствует развитию подлинного продуктивного мышления детей и их творческих способностей.
Наиболее сильная мотивация мышления формируется в проблемных ситуациях. В результате у человека формируется мотив, подталкивающий его узнать, выяснить, понять истинные причины трудностей, с которыми ученик неожиданно столкнулся. Само столкновение с трудностью и невозможностью выполнить предлагаемое задание посредством использования имеющихся знаний и способов действия, пробуждает способность найти новое знание. Такая способность – основное условие возникновения проблемной ситуации, один из главных ее компонентов. Если задание, задание, вызвавшее у детей затруднение, дано не учитывая возможности детей, то у них не возникает познавательной потребности. В связи с этим, еще один компонент проблемной ситуации – возможности учащихся в анализе условия предлагаемого задания и усвоения нового знания. Степень трудности задания должна быть такой, чтобы дети, имея определенные знания и способы действия не могли его выполнить, но могли самостоятельно проанализировать содержание и условия выполнения задания.
Именно проблемные ситуации позволяют создавать логику объяснения нового материала таким образом, чтобы была отражена логика соответствующей науки, дидактически преломленная относительно уровня мышления учащихся в определенном возрасте. Правильная логика объяснения нового материала отражает логику науки, и способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путем, на основании взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- подведение учеников учителем к противоречию и предоставление им возможности самостоятельно найти решение;
- изложение различных точек зрения на одну и ту же проблему;
- предложение рассмотреть проблему с разных сторон;
- побуждение учащихся провести сравнение, обобщение, сделать выводы из ситуации, сопоставить факты;
- постановка конкретных вопросов;
- определение проблемных теоретических и практических заданий;
- постановка проблемных задач, для этого они должны быть сущностными и актуальными;
- определять особенности проблемного обучения в разных типах учебной деятельности;
- выстраивать оптимальную систему проблемного обучения, создавать учебные и методические пособия и руководства;
- осуществление личностного подхода и мастерство педагога, которые могут вызывать заинтересованность учеников в деле.
Иными словами, использование в учебной деятельности проблемных ситуаций способствует выполнению одной из важных задач, поставленных в школьной реформе, - формирование у учеников самостоятельного, активного и творческого мышления. Развитие этих способностей осуществляется только в творческой самостоятельной деятельности детей, которая специально организуется учителем в процессе обучения. В связи с этим педагогу необходимо знать те условия, в которые необходимо поставить учащихся, чтобы стимулировать у них истинное продуктивное мышление. Одно из таких условий – создание проблемных ситуаций, составляющих необходимую закономерность творческого мышления, его начальную стадию. Помимо этого, включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя, помогает детям овладевать элементарными научными приемами и методами самостоятельной работы.