В настоящее время отмечается рост числа детей с различными трудностями обучения. Одна из наиболее часто встречающихся проблем – это нарушение письма и чтения. Данная проблема весьма актуальная и требует решения, так как чтение и письмо являются базисом для всего последующего процесса обучения.
Понятие о дисграфии
Наиболее распространенной формой речевой патологии является нарушение письма у учащихся младших классов.
Дисграфия – это частичное нарушение письма причины, возникновения которого в каждом отдельном случае индивидуальны.
Основной симптом дисграфии – это стойкие ошибки в письменных работах детей, которые не связаны с незнанием правил орфографии.
Для дисграфии характерны следующие виды ошибок:
- Искажение в написании букв.
- Замена букв сходных по написанию и фонетическому звучанию (по написанию – ш-щ, а-о, м-т, по звучанию – б-п, т-д, г-к и т.д.).
- Искажение структуры словонаписания (перестановка букв, добавление лишних букв, либо их пропуск).
- Искажение структуры предложения (слитное, либо раздельное написание слов, контаминация слов).
Виды дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Выражается в том, что ребенок имеет проблемы речи (такие как нарушение звукопроизношения) и при написании слов, пишет так же как произносит. То есть переносит свои речевые ошибки на письмо. В этом случае в первую очередь необходимо работать с исправлением звукопроизношения (правильное проговаривание слов) и одновременно заниматься коррекцией письма.
- Акустическая форма дисграфии. Выражается в замене букв. Ребенок заменяет близкие по фонетическому звучанию буквы при написании слов. Так же эта форма проявляется тем, что ребенок не по назначению использует мягкий знак, там пишет где его не должно быть, либо напротив, не пишет там, где он необходим.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Наиболее распространенная форма. Выражается в совершении следующих ошибок:
- пропуск букв или слогов;
- перестановка букв или слогов;
- недописывание букв в словах;
- написание лишних букв;
- повторение слов или слогов;
- слитное написание предлогов или напротив раздельное написание приставок.
Аграмматическая дисграфия. Причиной возникновения данной формы дисграфии является недоразвитие грамматического строя речи у ребенка – аграмматизм. На письме эти ошибки явно проявляются обычно в 3-м классе, когда ребенок уже хорошо овладел грамотой и приступил к изучению грамматических правил. Ошибки выражаются в том, что ребенок не может понять и овладеть в полной мере падежами, числами, родами и т.д. Наблюдается неверное написание окончаний в словах и их общей несогласованности в предложении.
- Оптическая дисграфия. Причиной данной формы дисграфии является неполноценная сформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного синтеза и анализа.
Написание букв русского алфавита по сути это набор и сочетание одинаковых элементов (палочки, овалы, крючочки). Данные элементы необходимо уметь комбинировать в пространстве с целью написания букв. Дети с нарушениями не могут уловить тонкости различий между буквами, тем самым не верно их пишут (например: вместо «л» пишут «м», вместо «х» пишут «ж» и т.п.).
Замечание] Таким образом, работа по коррекции дисграфии должна быть направлена в первую очередь на решение первопричины возникновения проблемы. [/Замечание]
Рекомендации по коррекции дисграфии у детей
Профилактика дисграфии в первую очередь должна быть направлена на развитие тех психических функций, нарушение которых и повлияло на развитие дисграфии.
Рекомендации по коррекции дисграфии у детей:
- Овладение навыками чтения и письма. Необходимо проведение целенаправленной работы по развитию письма и чтения. Работа должна осуществляться постоянно, без перерывов, только в этом случае можно достичь видимых результатов. Ребенок должен ежедневно упражняться в чтении (установить правило, что каждый день необходимо читать 5-7 страниц) и письме (завести специальную тетрадь, и каждый день в нее переписывать текст, например, по полстраницы из книги, которую читает ребенок).
- Работа над почерком. У ребенка с дисграфией – почерк обычно бывает двух видов: мелкий и «красивый», либо крупный и небрежный. Работа над почерком аналогична работе над письмом, необходимо ежедневно писать. Только при планомерной и целенаправленной работе в итоге можно получить желаемый результат.
- Работа над звукопроизношением. Одной из причин возникновения дисграфии является нарушение звукопроизношения у детей. Поэтому необходимо устранить эту причину, а именно работать над формированием правильного звукопроизношения.
- Ребенку необходимо по слогам проговаривать слова, работать над правильностью звуков. Ежедневно делать артикуляционную гимнастику. Работу желательно осуществлять перед зеркалом, так ребенок сможет следить за своим артикуляционным аппаратом и правильно произносить слова.
- Массаж. Педагог-логопед осуществляет массаж артикуляционного аппарата и учит ребенка делать это самостоятельно (чаще всего массаж делают ватными палочками). Так же большое значение имеет массаж подушечек пальцев, который положительно влияет на работу головного мозга и письмо.
- Благоприятная психологическая атмосфера и настрой ребенка. Положительный результат от занятий будет только в том случае, если ребенок сам хочет заниматься, понимает и признает свои проблемы, мотивирован на их исправление. В том случае, если ребенка заставляют, и он выполняет задания через силу, то достичь результата будет крайне сложно.
Правила коррекционной работы с ребенком:
- Ребенок должен быть настроен на достижение цели. Так как до конечной цели порой бывает далеко, необходимо ежедневно отмечать успехи ребенка, тем самым стимулируя его на дальнейшую работу.
- Исключить всевозможные проверочные и контрольные работы, по итогам которых ребенок будет получать жесткий результат (успех или не успех). Это связано с тем, что ребенок с дисграфией и так получает большой стресс, который будет усугубляться проверкой его знаний. Педагог должен осуществлять проверку скрытно, не акцентируя на ней внимания ребенка.
- Ни в коем случае нельзя давать ребенку для чтения или письма тексты с ошибками, которые ребенок предварительно должен найти.
- Работа не должна перегружать ребенка. Решение о том, что нужно как можно больше писать и читать не верно. Первоначальная работа должна быть направлена на развитие устной речи (формирование правильного звукопроизношения, фонематического строя речи и т.п.).
- Гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Таким образом, очень важно обнаружить признаки возможного возникновения затруднений при овладении письмом ещё до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы успеть своевременно эти трудности предупредить, так как процесс коррекции дисграфии требует гораздо больше усилий, чем ее превенция.