Детская ложь как психологический феномен
Детская ложь – это форма отклоняющегося поведения ребенка, характеризующаяся произнесением высказываний неверного содержания, формируемых осознанно для маскировки своего поведения, совершенных проступков и т. д.
Детская ложь является уникальным явлением. Она отражает неразвитость психических процессов ребенка и его страх перед несением ответственности за свои действия и поступки.
Детская ложь не является нормальным явлением. Она отражает определенные проблемы в развитии ребенка. Потому, при сталкивании родителей с ложью своего чада, следует заняться выявлением проблем, имеющихся у ребенка.
Ложь выступает способом введения в заблуждение, стремлением уйти от ответственности, желанием показать себя в хорошем свете.
Детская ложь носит вариативный характер. Ее проявление и степень развития, а также формы представления зависят от конкретных проблем в состоянии ребенка, определяются его стремлениями и желаниями. Ребенок может, как просто скрывать правду, так и намеренно сообщать ложную информацию. Если ребенок желает достичь чего-то, получить какую-то выгоду, то он может вводить родителей и иных взрослых в заблуждение вполне осознанно и целенаправленно. Как правило, такая ложь не формируется спонтанно. Ребенок приходит к ней постепенно, наблюдая за реакцией взрослых на обман с его стороны, накапливая опыт скрытия правды. При этом, в силу неразвитости психических процессов ребенка (особенно дошкольника или младшего школьника), ребенок не вполне осознает, насколько ложь пагубна и опасна, как для него, так и для окружающих. Иногда, ему кажется, что ложь помогает ему в чем-то, а также, что все окружающие тоже используют ложь для достижения своих целей. Такое поведение становится закономерным и оправданным.
Детская ложь, опасна тем, что она, по началу не проявляется постоянно. Ребенок лжет только, если он:
- желает достичь чего-то, в чем ему отказывают, что ему недоступно;
- боится наказания за совершенный проступок;
- боится реакции родителей за принятое решение или совершенное действие.
Однако, постепенно ложь становится привычкой и побудителем к действию. Это приводит к проблеме установления социальных контактов. В той среде, где ложь не одобряется и воспрещается, ребенок уже не может сосуществовать. Он ищет иную среду, в которой будет чувствовать себя комфортно, со всеми своими отрицательными качествами и проявлением лжи.
Рисунок 1. Детская ложь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Являясь психологическим феноменом, детская ложь формируется по следующему механизму:
- Проведение анализа существующей реальности жизнедеятельности ребенка.
- Создание модели имеющейся реальности в сознании ребенка. Он переводит все факты субъективного опыта жизнедеятельности в знаковую форму.
- Проведение анализа, существующего опыта ребенка и моделей.
- Использование той или иной модели, сохраненной в сознании, в соответствии с потребностями, интересами и желаниями ребенка.
- Проведение проверки работы построенной модели поведения: ее актуальности и устойчивости в существующей реальности и принесение ее определенных благ.
Таким образом, детская ложь приобретает трансформируемый характер. Модели лжи преобразуются под потребности ребенка и существующую социальную реальность.
Причины возникновения детской лжи
Детская ложь является сигналом тревоги для родителей. Она говорит о проблемах в развитии ребенка, сложностях его социального и личностного развития.
Основными причинами возникновения детской лжи являются:
- Недостаток внимания со стороны взрослых. Если ребенок испытывает потребность в общении взрослых, но не получает его, то ему необходимо любыми методами привлечь их внимание.
- Страх вызвать отрицательную эмоциональную реакцию взрослого на что-то. Как правило, это связано с действиями и поступками ребенка.
- Устойчивая связь реальности с вымыслом. Пребывая в мире фантазии, ребенку, довольно трудно, переключиться на реальный мир. Дети пытаются использовать фантастические приемы для решения реальных проблем.
- Стремление избежать наказания или осуждения со стороны взрослых. У ребенка имеется опыт, какие-то воспоминания о предыдущих наказаниях за совершенные провинности, и он не желает их повторения.
- Страх разочаровать родителей, не оправдать их ожиданий. Предъявляя к ребенку определенные требования, возлагая на него надежды, родители не анализируют их рациональность и актуальность для ребенка. Если ребенку тяжело соответствовать предъявленным требованиям, то он использует, так сказать, «ложь во спасение».
- Зависимость ребенка от настроения и поведения других людей. Дети чувствуют настроение родителей. Даже если, их реакция на проступок ребенка будет адекватной, не приведет к наказанию, но при этом, настроение тут же испортиться. Ребенок это чувствует и не желает этого.
- Стремление к признанию и уважению со стороны взрослых и сверстников. Ложь помогает самоутвердиться и стать центром внимания окружающих.
- Сложности в отказе. Ребенку сложно сказать «нет», отказать кому-то. К примеру, сверстники зовут его гулять, а ему хочется посмотреть дома фильм или поиграть. Это приводит к придумыванию причин для отказа.
Рисунок 2. Причины детской лжи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Варианты реагирования на детскую ложь
Если родители замечают, что их ребенок начинает лгать, то необходимо начинать выстраивание доверительных отношений в семье. Естественно, требуется найти и причины детской лжи, но особенно важна, реакция родителей на ложь ребенка.
Важно, соблюдать следующие правила реагирования на детскую ложь:
- Понимание причины лжи в настоящий момент и проведение ее анализа. Для этого, проводится доверительная беседа с ребенком, помогающая ему раскрыться перед родителем и выразить свои проблемы;
- Исключение обвинений, оскорблений и угроз в адрес ребенка. Они только мотивируют к дальнейшей лжи и ее укреплению;
- Исключение наказаний за ложь и за проступок, если ребенок сам сознается в том, что он солгал и содеянном;
- Открытость во взаимодействии с ребенком. Это предполагает сообщение ребенку о том, что вы в курсе его лжи и демонстрации стремления обсудить ее причины и помочь;
- Поощрение искренности ребенка;
- Демонстрация личного примера искренности взрослыми: родителями, иными родственниками, педагогами.