Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология детской лжи

Все предметы / Психология / Психология детской лжи
Определение 1

Психология детской лжи — это направление психологии рассматривающее ложь в качестве типичной проблемы детства.

Особенности детской лжи

Любой взрослый человек может в своих воспоминаниях найти что-то, что связано с обманом. Доктор психологии и крупнейший в мире специалист по лжи Пол Экман определяет ложь в качестве действия, которым один человек способен ввести в заблуждение другого. Этот процесс происходит умышленно и не предполагает предварительного уведомления о целях. Здесь нет отчетливо выраженной просьбы не открывать правду со стороны жертвы. Детская ложь — это не исключение, но она при этом обладает своими особенностями, которые, прежде всего, связаны с особенностями развития ребенка.

Дети начинают говорить неправду в то время, когда у них происходит активное развитие речи и воображения. Этот процесс относится к развитию важной функции психики, которая представлена мышлением. Данные достижения считаются наиболее значительными в психическом развитии, так как речь способствует формированию логического мышления, а воображение при этом дает возможность осуществлять познание того, что невозможно увидеть или потрогать.

Ребенок прекрасно отличает вымысел от реальности и может фантазировать в разных ситуациях (например, для замены недостающих знаний или ухода от воображаемой угрозы).

Для детского возраста свойственна так называемая немотивированная ложь, проявляющаяся в качестве фантазий или в обычном для ребенка желании присочинить. Данные случаи необходимо отделять от преднамеренной лжи.

Заменять реальное удовлетворение потребности на воображаемое обучают детей взрослые. Возрастающая любознательность и учащающиеся запреты взрослых питают первые фантазии и вымыслы маленького человека, который пытается с помощью них обойти ограничения.

Готовые работы на аналогичную тему

С возрастом поводов для вымысла становится больше и больше, при этом обман становится все изощренней. Невольные виновники этого процесса — взрослые люди, которые вынуждены предъявлять детям соответствующие требования. Часто такие требования непосильны или создают атмосферу страха наказания.

Ребенок может начать использовать ложь для того, чтобы выставить себя в выгодном свете. Это происходит, как правило тогда, когда касательно него у взрослых имеются завышенные ожидания. Ложь может прийти на помощь в то время, когда ребенку требуется разрешение родителей на что-либо, и при этом он думает, что они ответят отказом.

В любом случае происходит закрепление лжи между взрослыми и детьми в атмосфере, когда отсутствуют следующие признаки:

  • Отсутствие доверия,
  • Отсутствие открытого общения,
  • Плохой эмоциональный контакт.

После каждого случая обмана доверия будет становиться все меньше. Круг замкнется, а обман разделит ребенка и взрослого непреодолимой стеной. При этом тяжелее всего данную ситуацию переносят именно взрослые. Психологи считают, что это связано с тем, что они чувствуют потерю важной части жизни, понимая, что рушатся их надежды.

Причины детской лжи

Психология детской лжи основана на ее причинах. Чаще всего дети лгут для того, чтобы избежать наказания. Это связано со страхом ребенка, который, как правило, на чем-то основан. Если дети подвергаются наказанию за малейший промах и проступок, то он начинает неизбежно прибегать ко лжи. Если в свою очередь ложь также считать проступком, то они будут наказаны в любом случае. Часто взрослый человек не задумывается об этом, в результате чего психологи и психотерапевты получают новых клиентов в виде тревожных невротиков.

Еще одна причина детской лжи состоит в избегании чувства унижения. Дети переживают стыд очень тяжело, а ситуации, пережитые в этом возрасте, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. В этом случае речь идет о суровом порицании (особенно в присутствии других людей) или манипулировании лучшими чувствами ребенка (например, как любовь к близкому или родному человеку).

Дети обманывают часто для того, чтобы защитить себя от вмешательства в их личную жизнь. Как правило, данный мотив встречается в подростковом возрасте. Подростки стремятся отдалиться от мира взрослых, вступая в эмоциональные и значимые отношения со сверстниками. Они начинают выстраивать стены собственного мира и болезненным образом реагируют на попытки их осады или разрушения.

Обман детей предназначен в некоторых случаях для того, чтобы получить что-то, что невозможно другим способом. Без системы запретов невозможно представить себе процесс воспитания. Тем не менее, у некоторых родителей за запретом не следует объяснение его причины. Ребенок ищет способы получить желаемое, только для этой цели ему необходима ложь.

Еще одна причина детской лжи — это попытка проверить себя. В своем развитии дети пробуют всегда что-то новое, при этом их любознательность основана на адаптации к окружающему и новому миру. Они проверяют на прочность себя и мир вокруг, а в последующем результаты такой проверки начнут составлять фундамент самооценки.

Отношение взрослых ко лжи ребенка

За ситуациями, в которых дети вынуждены лгать взрослым, может прятаться серьезная проблема в мире самого ребенка. Так за ложью родителям по поводу прогула школы или взятия денег может скрываться проблема, которая связана со взаимоотношениями в школе или на улице. И с ней можно будет разобраться только после того, как обнаружится обман.

В первую очередь, взрослые должны принять тот факт, что ребенок является таким же, как и они человеком, только еще маленьким. Он уже воспринимает и понимает все, что происходит вокруг с основой на свой еще небогатый жизненный опыт. Дети очень точно чувствуют обман в целом и в отношении к ним в частности.

Дети, как и любые люди, могут ошибаться. По этой причине хорошо, если взрослый человек признает это право с одновременным знанием ответственности за совершенные ошибки. Ребенок, который знает последствия собственных проступков, как правило, не допустит их повторения.

Психология детской лжи основана на том, что для ребенка очень сложен мир взрослых, поэтому многие моменты требуют комментариев. Если сделать их вовремя, то дети в состоянии их услышать и понять.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис