Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Изучение особенностей детской лжи

Все предметы / Психология / Изучение особенностей детской лжи
Содержание статьи

Детская ложь

Определение 1

Ложь – это произвольное искажение истины в корыстных целях.

Ложь в детском возрасте может иметь множество различных причин, причем иногда маленькие дети могут говорить неправду без желания обмануть взрослого. Она возникает на различных этапах развития личности ребенка. Реакция взрослых на детскую ложь может закрепить ее как негативное личностное образование, либо оставить ее в качестве случайности.

Первая детская ложь имеет очевидный и примитивный характер. Например, ребенок осознает, что мать не видела, что происходило в комнате, и пытается соврать, чтобы избежать наказания. На данном этапе ребенку достаточно интеллекта, чтобы соврать, однако, он делает это еще не умело.

Подростки же лгут уже более умело. Они делают это для избегания наказания, получения поощрения, ухода от ответственности или сохранения положительного имиджа о себе.

Дети не врут до определенного возраста, так как еще не обладает достаточным уровнем интеллекта и способностью выражать свои мысли. Овладение речью также влияет на качество лжи. Ребенок должен иметь хорошую память и легко формулировать предложения. К двум-трем годам интенсивное развитие мозга ребенка позволяет ему осознать, что родители не могут знать, что происходило в их отсутствие. Стоит отметить, что развитие интеллектуальных способностей ребенка, также влияет на качество придуманной лжи.

Особенности лжи в детском возрасте

Дошкольник не умеет прогнозировать, поэтому его ложь наивна и легко узнаваема. Его выдуманный рассказ имеет противоречия, или в его голосе проявляются нехарактерные интонации. Как правило, девочки врут качественнее мальчиков, так как быстрее получают социальные навыки.

Иногда ложь может быть результатом провокации взрослого. Например, взрослый может задать вопрос, который не понятен ребенку. Ребенок может не понимать, о чем идет речь, но отвечать из-за вежливости или доверчивости ко взрослому.

Готовые работы на аналогичную тему

При возникновении проблемной ситуации у ребенка может появиться возможность солгать. Ребенок понимает, что необходимо соблюдать правила, установленные взрослыми. Здесь он хочет нарушить правило, но и хочет получить одобрение взрослых, т.е. возникает ситуация двойной мотивации. Психологически ребенок может решить данную проблему тремя способами:

  • Действовать согласно установленным правилам;
  • Удовлетворить свою потребность, нарушив установленные правила, но не скрывать это;
  • Удовлетворить свою потребность, нарушив установленные правила, скрыть это от взрослого для избегания наказания.

Третий способ выражается в осознанном применении лжи. Если ребенок сообщает ложь и получает за это поощрение или избегает наказание, то это может способствовать дальнейшему развитию качества лжи.

Закрепление лжи как негативного личностного образования возможно при неудовлетворении потребности в признании социально незрелой личности. Стремление ребенка в признании может привести к тому, что он будет специально придумывать неправду для получения похвалы или поощрения взрослого.

Особенно в школе дети склонны ко лжи, так как к ним выдвигаются новые требования от родителей и учителей. Зачастую эти требования завышены, а наказание серьезнее, поэтому ребенок охотно прибегает ко лжи.

Следует отметить, что дети до трех лет не могут отличать фантазии от вымысла, а также нафантазировать то, что они не пережили на своем опыте.

Одним из распространенных видов лжи является лицемерие. К примеру, мать новорожденного ребенка уделяет ему практически всё время, при этом старший ребенок начинает думать, что младшего ребенка любят сильнее. Он начинает играть и общаться с сестрой или братом для получения похвалы и поощрения матери, а не потому что хочет ей помочь или имеет интерес. Здесь важно не акцентировать внимание на таком поведении ребенка, а подчеркивать искреннее проявление чувств.

Зачастую взрослые сами могут обучать ребенка лгать. При наличии конфликта между родителями ребенок может получать подарки от каждого, наговаривая на любого из них. Также любой родитель может покупать ребенку вещи, который другой запрещает, тем самым приобретая его расположение.

Как правило, при просьбе ребенка что-то купить, взрослые могут отвечать, что у них нет денег. Вскоре ребенок начинает понимать, что это ложь. Такие примеры учат ребенка тому, что существуют виды лжи, которые допустимы в их семье. Это может способствовать началу поиска границы между ложью и правдой и рамок «дозволенной» лжи.

Следует отметить, что ложь также является механизмом социализации. Ребенок должен научиться, что говорить другому всё, что он думает нельзя. Например, другому ребенку, что он некрасивый, бабушке, что она старая. Такая ложь называется белой, и ее смысл понятен уже пятилетнему ребенку. Однако, здесь следует соблюдать меру, чтобы не научить ребенка лицемерию.

Требования к ребенку говорить правду вскоре могут привести к тому, что он начинает сообщать взрослому о всех случаях неприемлемого поведения, то есть ябедничать.

Определение 2

Ябеда – это сообщение правды, которое сопровождается желанием получения похвалы или поощрения за данный поступок и наказание виновного.

Она может являться способом манипуляции взрослого, так как ребенок желает, чтобы взрослый выполнил, то чего он тайно хочет. Дети до пяти лет могут проявлять ябедничество, так как не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Например, когда ребенок жалуется маме, что брат не дает ему машину. Взрослые объяснили, что обижать брата нельзя, но не сказали, что делать, если брат сам обижает его.

Полный запрет на сообщение ребенком о фактах несправедливости и побуждение к решению всех проблем ребенком самостоятельно может привести к замкнутости ребенка, проявлению агрессии и невротических симптомов. Ребенок не будет обращаться к родителям за советами или помощью.

Изучение детской лжи является актуальной темой в настоящее время, так как оно помогает решить проблемы возникновения лжи как негативного личностного образования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис