Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

Теоретические аспекты эстетического развития детей дошкольного возраста

Определение 1

Эстетика – это наука, занимающаяся изучением природы, основных законов развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей.

Определение 2

Эстетическое восприятие – это сложная познавательная деятельность. В процессе такого восприятия дети под руководством взрослого могут совершать разнообразные ориентировочные исследовательские действия, выступающие в качестве практической проверки образа, который возник на основе непосредственного влияния предмета на органы чувств.

Эстетическое развитие детей проходит в нескольких направлениях: в области ощущений и восприятия – от различения контрастных красок, форм и звуков, до более тонкого восприятия и активного осознания красивых гармоничных сочетаний, ритмичных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм и поэтических созвучий.

Определение 3

Эстетические чувства – это сложное сочетание эмоциональных реакций, выступающих в качестве стимула к познанию детьми прекрасного в искусстве и жизни, мощнейший стимул к художественному творчеству.

Эстетическое развитие – это развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса и эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это процесс совместной работы педагогов с воспитанниками, имеющий цельюформирование эстетической культуры ребенка.

Эстетическое воспитание состоит из:

  • усвоения законов, в соответствии с которыми создают произведения искусства;
  • воспитания в человеке желания познать мир прекрасного;
  • развития творческих способностей.
«Природа как средство эстетического воспитания в детском саду» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека более благородным, формируя в нем положительные нравственные чувства и украшая жизнь.

Выделяют несколько особенностей эстетического воспитания детей дошкольного возраста:

  • рассказывая о прекрасном, воспитатель делает акцент не на содержании, а на чувствах;
  • воспитатель связывает эстетическое чувство и сенсорное развитие, так как красота каждого предмета заключается в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков, то есть необходимо проводить дидактические игры по сенсорному воспитанию детей;
  • дети подражательны, в связи с этим воспитателю необходимо предоставлять только хороший пример для подражания;
  • необходимо уделять больше внимания позитивному настроению ребенка, развитию у него желания действовать и развивать воображение.

Иными словами, для целенаправленности эстетического воспитания требуется постоянное руководство со стороны воспитателя. При правильном педагогическом руководстве у детей воспитывается умение сопоставления воспринятых предметов и явлений, сравнения их между собой. Задачи, поставленные воспитателем перед дошкольниками активизируют и конкретизируют восприятие, облегчают его, способствуя эстетическому развитию.

Природа как средство эстетического развития дошкольников

Невозможно представить себе процесс эстетического воспитания детей без привлечения средств природы – самого естественного и доступного источника красоты. В данном случае природы выступает не только великим учителем и великим воспитателем, природа выступает источником творческого вдохновения, источником подъема духовных сил человека. Такое эмоциональное отношение к природе, как неисчерпаемому источнику красоты, должно воспитываться у детей в системе образовательных учреждений.

Умение видеть природу – первой важнейшее условие воспитания мироощущения единства с ней. Это умение может быть достигнуто только в случае постоянного общения с природой.

Чтобы ощутить себя частью большого целого, человеку необходимо не эпизодически, а постоянно взаимодействовать с этим целым. Поэтому гармония педагогического воздействия требует постоянно взаимодействовать с природой.

В целостной структуре морально-нравственного воспитания, воспитанию любви к природе у детей дошкольного возраста должно быть отведено одно из главных мест. Важно, что развитие представлений о национальных и художественных традициях, о природе, быте и труде формируется параллельно художественному образу. Такое единство дает возможность развивать пространственное, колористическое, наглядно-образное мышление, а также самостоятельность и творческое воображение, укреплять волю, стимулировать воспитание любви к природе.

Природа выступает источником искусства. Прекрасное в природе во все времена было предметом ее художественного освоения. В связи с этим великие художники всегда были первооткрывателями всего прекрасного в окружающем мире. В системе эстетического воспитания дошкольников большое место отводят природе, так как она лучше любых искусственных средств обогащает детскую психику, совершенствует органы чувств и эстетический вкус.

Главной задачей эстетического развития средствами природы выступает задача пробудить в ребенке эмоциональное к ней отношение. Эмоциональное отношение к природе способствует обогащению человека, делает его внимательнее, выше и собраннее.

Большую роль в процессе эстетического воспитания дошкольников средствами природы играет педагогический коллектив детского сада. Перед ними стоит задача последовательного, систематического и целенаправленного развития и совершенствования эстетических вкусов детей.

Наиболее эффективной является следующая последовательность работы:

  • непосредственное восприятие природы;
  • организация наблюдения над природой во время прогулок и экскурсий.

При наблюдении за природой у ребенка работают все анализаторы:

  • зрительный – дети видят размер и цвет объекта исследования;
  • слуховой – дети слышат шум ветра, плески воды в реке, как капает дождь, шелестят листья, поют птицы;
  • вкусовой – дети могут различить сладкий мед или соленая морская вода, луговая земляника или родниковая вода;
  • осязательный, как вторые глаза детей – ощущая природные предметы, дети могут почувствовать каждую шероховатость коры дерева, крупинки песка, чешуйки на шишках и пр.
Дата последнего обновления статьи: 03.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot