Теоретические аспекты эстетического развития детей дошкольного возраста
Эстетика – это наука, занимающаяся изучением природы, основных законов развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей.
Эстетическое восприятие – это сложная познавательная деятельность. В процессе такого восприятия дети под руководством взрослого могут совершать разнообразные ориентировочные исследовательские действия, выступающие в качестве практической проверки образа, который возник на основе непосредственного влияния предмета на органы чувств.
Эстетическое развитие детей проходит в нескольких направлениях: в области ощущений и восприятия – от различения контрастных красок, форм и звуков, до более тонкого восприятия и активного осознания красивых гармоничных сочетаний, ритмичных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм и поэтических созвучий.
Эстетические чувства – это сложное сочетание эмоциональных реакций, выступающих в качестве стимула к познанию детьми прекрасного в искусстве и жизни, мощнейший стимул к художественному творчеству.
Эстетическое развитие – это развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса и эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание – это процесс совместной работы педагогов с воспитанниками, имеющий цельюформирование эстетической культуры ребенка.
Эстетическое воспитание состоит из:
- усвоения законов, в соответствии с которыми создают произведения искусства;
- воспитания в человеке желания познать мир прекрасного;
- развития творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека более благородным, формируя в нем положительные нравственные чувства и украшая жизнь.
Выделяют несколько особенностей эстетического воспитания детей дошкольного возраста:
- рассказывая о прекрасном, воспитатель делает акцент не на содержании, а на чувствах;
- воспитатель связывает эстетическое чувство и сенсорное развитие, так как красота каждого предмета заключается в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков, то есть необходимо проводить дидактические игры по сенсорному воспитанию детей;
- дети подражательны, в связи с этим воспитателю необходимо предоставлять только хороший пример для подражания;
- необходимо уделять больше внимания позитивному настроению ребенка, развитию у него желания действовать и развивать воображение.
Иными словами, для целенаправленности эстетического воспитания требуется постоянное руководство со стороны воспитателя. При правильном педагогическом руководстве у детей воспитывается умение сопоставления воспринятых предметов и явлений, сравнения их между собой. Задачи, поставленные воспитателем перед дошкольниками активизируют и конкретизируют восприятие, облегчают его, способствуя эстетическому развитию.
Природа как средство эстетического развития дошкольников
Невозможно представить себе процесс эстетического воспитания детей без привлечения средств природы – самого естественного и доступного источника красоты. В данном случае природы выступает не только великим учителем и великим воспитателем, природа выступает источником творческого вдохновения, источником подъема духовных сил человека. Такое эмоциональное отношение к природе, как неисчерпаемому источнику красоты, должно воспитываться у детей в системе образовательных учреждений.
Умение видеть природу – первой важнейшее условие воспитания мироощущения единства с ней. Это умение может быть достигнуто только в случае постоянного общения с природой.
Чтобы ощутить себя частью большого целого, человеку необходимо не эпизодически, а постоянно взаимодействовать с этим целым. Поэтому гармония педагогического воздействия требует постоянно взаимодействовать с природой.
В целостной структуре морально-нравственного воспитания, воспитанию любви к природе у детей дошкольного возраста должно быть отведено одно из главных мест. Важно, что развитие представлений о национальных и художественных традициях, о природе, быте и труде формируется параллельно художественному образу. Такое единство дает возможность развивать пространственное, колористическое, наглядно-образное мышление, а также самостоятельность и творческое воображение, укреплять волю, стимулировать воспитание любви к природе.
Природа выступает источником искусства. Прекрасное в природе во все времена было предметом ее художественного освоения. В связи с этим великие художники всегда были первооткрывателями всего прекрасного в окружающем мире. В системе эстетического воспитания дошкольников большое место отводят природе, так как она лучше любых искусственных средств обогащает детскую психику, совершенствует органы чувств и эстетический вкус.
Главной задачей эстетического развития средствами природы выступает задача пробудить в ребенке эмоциональное к ней отношение. Эмоциональное отношение к природе способствует обогащению человека, делает его внимательнее, выше и собраннее.
Большую роль в процессе эстетического воспитания дошкольников средствами природы играет педагогический коллектив детского сада. Перед ними стоит задача последовательного, систематического и целенаправленного развития и совершенствования эстетических вкусов детей.
Наиболее эффективной является следующая последовательность работы:
- непосредственное восприятие природы;
- организация наблюдения над природой во время прогулок и экскурсий.
При наблюдении за природой у ребенка работают все анализаторы:
- зрительный – дети видят размер и цвет объекта исследования;
- слуховой – дети слышат шум ветра, плески воды в реке, как капает дождь, шелестят листья, поют птицы;
- вкусовой – дети могут различить сладкий мед или соленая морская вода, луговая земляника или родниковая вода;
- осязательный, как вторые глаза детей – ощущая природные предметы, дети могут почувствовать каждую шероховатость коры дерева, крупинки песка, чешуйки на шишках и пр.