Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принцип прочности в обучении

Понятие и характеристика принципа прочности в обучении

Замечание 1

Принцип прочности подразумевает основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит от ряда факторов:

  • структуры и содержания учебного материала;
  • отношения педагога и учащихся к новому учебному материалу;
  • процесса организации подачи и закреплению нового учебного материала;
  • избирательности памяти учащихся;
  • важности и интереса учебного материала (чем он интереснее и важнее, тем прочнее его запоминают и сохраняют в памяти ученики).

Основой принципа прочности в обучении является память. Это объясняется тем, что именно от процессов закономерности памяти зависит запоминание, закрепление и возможность повторения (воспроизведения) полученных знаний. То есть именно от памяти зависит прочность и крепость полученной в процессе обучения информации. Исходя из чего, основная работа, в рамках реализации принципа прочности в обучении, проводится учителем в направлении тренировки памяти учащихся. Дети учатся не просто механически запоминать учебную информацию, а «управлять» полученными знаниями. Управление заключается в том, что учащийся при необходимости вспоминает и воспроизводит необходимую в данный момент информацию.

Помимо памяти, принцип прочности в обучении, опирается на эмоциональные, мыслительные и волевые процессы познавательной деятельности ребенка.

Опора на процессы познавательной деятельности обусловлена тем, что память любого человека носит избирательный процесс и чаще всего запоминаются особо интересные моменты и информация. Соответственно информация, окрашенная эмоционально будет запоминаться ребенком лучше и дольше сохраняться в памяти. Исходя из чего, педагогу необходимо осуществлять учебный процесс, а именно подачу учебного материала, в интересной и познавательной форме, с целью ее эффективного запоминания учащимися.

Кроме перечисленного, значительная роль в процессе закрепления пройденного учебного материала имеют такие умственные действия как сравнение, синтез, анализ, обобщение. Именно они способствуют интенсивному процессу запоминания информации.

Во время организации учебного процесса, направленного на закрепление пройденного учебного материала педагог должен проводить работу, направленную на развитие памяти, а также на подвижность и гибкость ума, умение обобщать знания. Это необходимо для того, чтобы в случае, если ребенок забыл необходимую ему информацию, он сможет воспроизвести ее, опираясь не только на память, но и на чувства и мышление.

«Принцип прочности в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С течением времени, память детей развивается и совершенствуется. С возрастном у ребенка эмоциональная память уступает место памяти, основанной на логическом и наглядно-образном мышлении.

Педагог, во время организации и реализации учебного процесса, в рамках данного принципа, должен помнить, что успеваемость ребенка во многом находится в зависимости от памяти. Это подтверждается педагогической практикой, которая показывает, что в классах (группах) с высокой успеваемостью, нет детей с низким уровнем памяти. Чем старше становится ребенок, тем больше его память ориентирован на логическое запоминание, а процесс воспроизведения информации связан с умением устанавливать логические связи и сопоставлять различного рода учебный материал.

Замечание 2

Таким образом, сущность принципа прочности в обучении заключается в сохранении и закреплении пройденного материла, а также умении при необходимости вспомнить и воспроизвести нужную информацию.

Педагогические правила реализации принципа прочности в обучении

Реализация принципа прочности в обучении предполагает соблюдение ряда педагогических правил:

  1. Для эффективного запоминания и закрепления учебного материала, его необходимо разбирать на смысловые структурные части. Данные части должны иметь оглавление, а сам материал представлен в виде тезисов и вопросов.
  2. Каждый новый материал, который необходимо запомнить, должен быть связан с прежними знаниями, то есть опираться на полученную ранее информацию, которую уже прочно запомнил ребенок. Таким образом, вновь запоминаемая информация опирается на уже сложившиеся представления.
  3. Процесс запоминания необходимо сопровождать постоянным повторением вновь полученной информации. Повторение не должно быть механическим. Оптимальным является повторение путем ответов на наводящие вопросы, а также на вопросы, которые активизируют мыслительные процессы учащихся, заставляя их размышлять, сопоставлять, анализировать и обобщать учебный материал.
  4. В процессе изучения нового материала, а также подачи новой информации учащимся, для их прочного усвоения, необходимо использовать прием взаимосвязи информации с практической деятельностью ребенка. Например, при представлении нового учебного материала, педагог опирается на примере из жизни, то есть «связывает» информацию с жизненным опытом ребенка. Полученная таким образом, информация хорошо усваивается ребенком и запоминается на порядок лучше.
  5. Пройденный учебный материал, в процессе его повторения, необходимо воспроизводить путем выделения основных идей, выделения «стержня», а также путем наводящих вопросов. Все предоставляет учащимся возможность не просто вспомнить механически пройденное ранее, а выделить существенное (важное) в повторяемом материале.
  6. Повторение и закрепление требует разнообразия в подходах, методах, формах. Однообразие гасит интерес учащихся к учению, снижает эффект усвоения.
Замечание 3

Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний.

Дата последнего обновления статьи: 22.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot