Понятие, цели и задачи патриотического воспитания
Патриотическое воспитание – организованный процесс, направленный на формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания общественных и личных интересов, уважительного отношения к Родине и своему народу.
Цель патриотического воспитания – развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории.
- Развитие уважительного отношения к народным традициям и культуре России.
- Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем.
- Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны.
- Создание условий для развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального, гражданского и воинского долга.
- Привитие детям гордости за свою Родину, почитание символики государства и его истории.
- Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны.
- Создание оптимальных условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в образовательных учреждениях (ДОО, школы, ВУЗ, СУЗ и т.д.).
- Формирование у детей толерантности, религиозной и национальной терпимости, уважения к традициям и истории других народов.
Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование у детей таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т.д.
Концепция патриотического воспитания
Концепция системы патриотического воспитания имеет следующие характеристики:
- Патриотическое воспитание – это система упорядоченных образов, смыслов и интерпретаций, в рамках воспитательно-образовательного процесса. Под патриотическими смыслами понимают основу личностного восприятия и осмысления каждым воспитанником современных и исторических явлений, его отношению к ним.
- Патриотическое воспитание в системе воспитания детей представляет собой социокультурные образцы и действия (модели), имеющие определенные формы и воспринимаемые детьми как норма.
- Система патриотического воспитания воспринимается с двух разных сторон. Первая сторона – это люди (дети, коллектив, общество и т.д.), представляющие собой объекты государства. С другой стороны – это идеалы, образы, традиции и т.д., то есть одна из сторон объекта патриотизма, отражающая его сущность – предмет патриотического воспитания.
Основные характеристики принципов патриотического воспитания
Принципы патриотического воспитания – это исходные положения, включающие в себя методы, средства и приемы, на которые необходимо опираться педагогу при организации воспитательного процесса.
К основным принципам патриотического воспитания относятся:
Принцип системно-организованного подхода. Данный принцип предусматривает совместно организованную работу образовательного учреждения и иных государственных и общественных структур, направленную на патриотическое воспитание. Реализация данного принципа достигается путем договоренности образовательных организаций и музейных комплексов, библиотек, воинских частей и т.д. на проведение тематических экскурсий, выставок, семинаров и много другого. Помимо этого организуются встречи с уважаемыми людьми города или района (ветераны, публичные деятели и т.п.).
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма. Согласно данному принципу, организация и реализация патриотического воспитания должна осуществляться с использованием особых методов и форм патриотической работы. Подбор средств работы с детьми осуществляется на основании возрастных особенностей и потребностей, индивидуального развития, а также на основании накопленного опыта в данном направлении. Педагогами используются все доступные ресурсы, в процесс воспитания включаются родители, ближнее окружение ребенка, коллектив, используются этнонациональные, региональные и культурные особенности, исторические традиции и т.п.
Принцип активности и наступательности. Данный принцип предусматривает настойчивую, но при этом разумную инициативу в формировании и развитии патриотического мировоззрения детей, их ценностных установок, ориентированных на исторические и национальные интересы Родины. Большое значение в реализации данного принципа имеет равное и активное участие всех сторон воспитательного процесса. Дети должны быть открытыми к процессу воспитания, а педагог нацелен на решение поставленных задач.
Принцип универсальности ведущих направлений патриотического воспитания. Данный принцип ориентирован на использование в воспитательном процессе эффективных методов и средств, проверенных временем. Наиболее эффективными методами воспитания патриотизма у детей признаны:
- социальный опыт предыдущих поколений (подвиги героев войны, исторические былины и т.п.);
- национальные традиции (организация и проведение национальных праздников: масленица, проводы зимы, Ивана Купалы и т.п.);
- семейные традиции;
- народное творчество (знакомство детей с творчеством народов мира, своего народа: музыка, игры, художественные произведения).
Только такой целостный, комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российское интеллектуально-нравственное поле;
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей - означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.