Карта компетенции и ее структура
Компетенция — это способность индивида применять свои знания, умения, навыки, эффективно действовать на основе практического опыта при решении определенных задач.
Компетенции определяют основы формирования образовательной программы на конкретном уровне, т.е. от того, какие компетенции должны быть сформированы у учащихся на определенном этапе обучения, по ходу изучения конкретной программы, зависит ее содержание.
Все компетенции, которые отражаются в образовательной программе, включаются в специальный документ – карту компетенции.
Карта компетенции – это итоги разделения компетенций учащегося, которые должны стать результатом освоения образовательной программы на планируемые итоги образовательной деятельности, отражающие стадии формирования предусмотренной компетенции при изучении образовательной программы.
По ходу изучения каждой образовательной программы у каждого учащегося должны быть сформированы одни из видов компетенций:
- универсальные компетенции;
- общепрофессиональные компетенции;
- профессиональные компетенции.
Они отражают конкретный уровень и этап обучения. На их основании проектируется образовательная программа, состоящая из следующих компонентов:
- Учебный план деятельности на период изучения данной образовательной программы.
- Рабочие программы по отдельным учебным дисциплинам.
- Рабочие программы практических занятий по отдельным учебным дисциплинам.
- Разработка методик и технологий образовательной деятельности.
- Формирование оценочных способов, применяемых для разных этапов оценки.
- Разрабатываются индивидуальные планы учебной деятельности.
Карта компетенции разрабатывается на основании включения в нее следующих разделов:
- Общая характеристика компетенции. Здесь отражаются сведения о конкретной компетенции: название, тип, связь с другими компетенциями. Также, здесь указываются сведения об уровне знаний и навыков учащихся, которыми они должны обладать на начальной стадии формирования конкретной компетенции.
- Плановые итоги образовательной деятельности. Сюда включается информация об уровнях развития компетенции, итогов формирования компетенции по каждому уровню, итогов овладения конкретной системой знаний и навыков, а также возможные параметры оценивая развития той или иной компетенции.
- Оценка сформированности компетенции. Здесь прописываются формы проведения контроля и утверждается отчетная документация по нему. Также, здесь обозначается этап или образовательная деятельность, в которую включается итоговый контроль.
Принципы развития ключевых компетенций учащихся
В образовательной деятельности происходит формирование ряда ключевых компетенций учащихся:
- Общеобразовательная компетенция;
- Ценностно-смысловая компетенция;
- Коммуникативная компетенция;
- Учебно-познавательная компетенция;
- Информационная компетенция;
- Социальная компетенция;
- Компетенция личностного роста и развития.
Посредством формирования компетенций учащихся определяется уровень их образованности и уровень развития в конкретной области деятельности. Компетенции отражают степень освоения образовательной программы и дают представления о системе знаний и навыков деятельности, которыми владеют учащиеся после изучения образовательной программы конкретного уровня.
Образовательный процесс, ориентированный на развитие ключевых компетенций учащихся, строится в опоре на следующие принципы:
- Принцип мотивации. Учащиеся должны быть заинтересованы в познании и формировании определенных навыков деятельности.
- Принцип развития. Он означает создание условий в образовании для самореализации и самоутверждения учащегося, раскрытия его творческого потенциала.
- Принцип продуктивности. Преподаваемые знания и навыки должны носить продуктивный характер. Необходимо научить детей учится т.е. сформировать у них способы добывания информации.
- Принцип непрерывного обучения. В ходе освоения образовательной программы на конкретном уровне обучения должны развиваться потребности в познании и осознаваться необходимость познавательной деятельности в течении всей жизни индивида.
- Принцип активного обучения. В обучении должны применяться методы активного познания. Учащийся, который сегодня принимает активную позицию в учебно-воспитательном процессе, завтра превратиться в активного члена социальной среды.
- Принцип опоры на проблемное обучение. В образовательной деятельности должны преобладать методы проблемного обучения. Учащийся учится сам находить решение поставленной задачи и выявлять причинно-следственные связи между объектами, процессами и явлениями.
- Принцип опоры на практическую деятельность. Успешное познание возможно только при отработке теоретических знаний на практике. Учащийся должен обучиться применять свои знания в решении практических задач.
Рекомендации педагогу по успешному формированию компетенций учащихся
Чтобы достичь эффективного развития учащегося и формирования у него основных компетенций, педагогу требуется учитывать следующие условия организации образовательной деятельности:
- Личность учащегося и его компетенции формирует не образовательная программа, а педагог: своей деятельностью, своим подходом, своим мастерством;
- Включение в образовательный процесс максимального количества самостоятельной работы учащихся во всех направлениях познавательной деятельности;
- Включение в образовательный процесс творческих задач;
- Изучение проблем ребенка в познании и развитии и поиск оптимальных вариантов их решения;
- Демонстрация учащимся перспектив их образовательной деятельности т.е. того, что они могут достигнуть;
- Опора на планирование и прогнозирование образовательной деятельности;
- Опора на жизненный опыт учащихся;
- Включение исследовательской и экспериментальной деятельности в образовательный процесс;
- Привитие учащимся мысли о жизненной необходимости знания.